XC 35: двойное удовольствие

Компания X-Yachts дополнила свою крейсерскую линейку самой маленькой за всю историю моделью: XC 35. Она очень компактна, но, несмотря на это, очень велика в двух измерениях: комфорт и ходовые качества. Эксклюзивный тест



Текст Михэля Гуда

Свою самую первую яхту братья Нильс и Ларс Йеппсены построили вместе со своим другом Биргером Ханзеном в маленьком гараже в Хадерслёве. Это было в далеком 1979-м, и обозначение Х-79 символизировало сразу и год, и длину. И вот сейчас, 35 лет спустя, фирма выводит на рынок новую 35-ю модель. Игры цифр на фоне возраста верфи или просто совпадение? Братья лишь пожимают плечами, слыша этот вопрос. «Но ведь вышло-то неплохо?» – отвечают они.

Но это все было давно запланировано: еще в 2007 году Х-Yachts поразила всех новой линейкой крейсерских яхт, которые концептуально отличались от сконцентрированных на скоростных показателях лодках основной линейки компании. Во главу угла были поставлены увеличение объемов, увеличение уровня комфорта, упрощение управления и повышение безопасности в открытом море.

Но при этом важные особенности, свойственные лодкам верфи, должны были сохраниться. Поэтому новые суда сохранили характерный для верфи внешний облик, а также свой базис: хорошие ходовые качества. И не без успеха. Новый модельный ряд, известный как ХС, быстро нашел свой круг заказчиков и международное признание. Сразу две модели – ХС-45 и ХС-38 – в свое время получили титул «Яхта года».

Привлекательна как классика

Новой моделью верфь расширила свою модельную программу крейсерских судов вниз. Теперь она предоставляет покупателю неплохой выбор из пяти яхт длиной от 35 до 50 футов.

Эти суда, выходящие из-под пера основателя верфи и ее же главного конструктора Нильса Йеппсена, все имеют сходные фамильные черты. Типичными их особенностями являются нормальная погибь палубы, практически вертикальный форштевень, выпуклый транец с нормальным свесом. Эти детали придают яхтам линейки ХС почти классический и очень своеобразный вид. Современную моду на сверхширокую корму с острыми скулами эта концепция, как видно, отрицает.

Для нашего эксклюзивного теста мы встали поутру и ринулись на лодку, дабы не упустить прекрасные условия: хороший бриз, отсутствие волны, яркое солнце. Лодка с корпусом № 1 встретила нас отличными парусами из Spectra работы North Sails – это один из лучших «гардеробов» на рынке. У верфи X-Yachts принято так, что покупатель сам выбирает желаемый комплект парусов, а его цена включается в цену лодки.

Читайте также  Saare 41 AC. Больше, чем просто красота

На новой лодке датчане применили сильно отнесенные к мачте ванты, установленные на крыше рубки, – решение, которое сегодня нечасто встречается. Оно требует соответствующего усиления корпуса и надстройки. Зато появляется возможность нести на очень острых курсах широкую геную для легкого ветра с длиной по нижней шкаторине в 135% основания переднего парусного треугольника. Специально для этого верфь применила длинные погоны стаксель-шкотов. Разумеется, сохранилась возможность применения и узкого стакселя (106%).

Для команд, желающих выглядеть «поспортивнее», для тех, кто готов с охоткой заниматься тонкой настройкой парусов, можно в качестве опций заказать дистанционно регулируемые кипы стаксель-шкотов, а также оттяжку Барбера.

Псевдоспортивность

Серийная лодка на тестах смогла продемонстрировать выдающийся для своих размеров скоростной потенциал. При ветре 12-14 узлов лаг показывал на лавировке в среднем 6,5 узла на курсе 40 градусов к ветру. Но при этом команда должна напрячь все свое умение выжать из яхты максимум. Рулевая установка Jefa позволяет ощущать на руле тончайшие нюансы поведения судна, но не прощает ошибок. Такой характер подчеркивает спортивные претензии лодки, которые в первую очередь должны привлечь опытных и активных яхтсменов. На борту ХС-35 они будут ощущать себя полностью в своей тарелке, в отличие от новичков.

Паруса этой лодки, кстати, тоже требуют постоянной подстройки, чтобы работать в оптимальном режиме. Особенно это касается большой генуи. Впрочем, надо отметить, что проводка шкотов и размещение всех дельных вещей оптимально, что облегчает работу с ней. Шкоты грота и генуи при этом заведены на две пары лебедок на комингсах кокпита, в то время как фалы и оттяжки выведены на лебедки, расположенные на крыше рубки у сходного люка.

Это хорошая и многократно проверенная на практике схема проводки бегучего такелажа, которая совершенно понятна и удобна даже малочисленным (но опытным) командам, а то и одиночкам. И они смогут управлять этой яхтой так, чтобы реализовать свои претензии на спортивность. И в то же время она подходит для уютного семейного круиза под парусами.

Единственное наше замечание к планировке верхней палубы и проводке такелажа сводится к тому, что гика-шкот проведен через блоки, установленные на крыше рубки возле люка. А поскольку мачта отчетливо смещена назад, то получается, что тяга гика-шкота приложена примерно посередине гика. При набивании шкота втугую это требует больших усилий и затрудняет тонкую настройку. Конечно, в качестве опции возможно оснащение XC-35 погоном гика-шкота, что позволит более аккуратно контролировать заднюю шкаторину грота. Но на тесте была лодка, оснащенная простейшей проводкой гика-шкота через блоки – неудовлетворительное решение для столь амбициозной яхты.

Читайте также  Sunbeam 28.1: дух моря

Фирма John Masts оснащает XC-35 своими алюминиевыми мачтами, штатно предлагая к ним прутковый стоячий такелаж. Мачта с закруткой грота в качестве опции отсутствует, но предлагается стеклопластиковый гик с закруткой. Кроме того, в качестве опции можно заказать автоматический стаксель – хорошее решение для тех, кто много ходит по акваториям с сильными ветрами и обилием лавировки.

Как и других моделей линейки ХС, новая яхта имеет в своей конструкции стальной рамный шпангоут, который усиливает набор и распределяет по корпусу нагрузки от киля и мачты. Гальванизированная металлическая деталь очень солидна и не заламинирована в корпус, а закрыта снаружи декоративной заглушкой на болтах. Это уменьшает нагрузки и исключает появление волосяных трещин.

Как и обычно, рамный шпангоут располагает приваренными рымами, что позволяет спускать и поднимать яхту стропами даже при стоящей мачте.

Секции корпуса и палубы ХС-35 имеют сандвичевую конструкцию с использованием стеклоткани Е-типа, пенопласта и полиэфирной смолы. Яхта полностью изготавливается на дочернем предприятии в Польше.

Никакой альтернативы!

Для ХС-35 предусмотрен лишь один вариант планировки с двумя каютами и одним гальюном. В отличие от яхт сравнимого типоразмера постройки крупносерийных верфей здесь нет версии с двумя кормовыми каютами из-за умеренной ширины корпуса в корме. Собственно, даже на более крупной ХС-38 такой планировки тоже нет.

Единственная кормовая каюта простирается почти до миделя, правда, с одной стороны ее ограничивает выгородка МО. По стандартам нашего журнала размеры спального места в этой каюте для двоих взрослых недостаточны. Наилучший вариант с точки зрения простора в этом случае – ложиться наискосок, что тоже нельзя признать идеальным решением. Больше места – в носовой каюте. Здесь двое взрослых размещаются с высоким комфортом. Ну и конечно, оба дивана в салоне могут служить дополнительными спальными местами – они более двух метров длиной (если снять торцовые подушки) и шириной 90 см на уровне плеч – вполне достаточно.

Позитивные эмоции вызывает штурманский уголок. В то время как на множестве массовых яхт подобной (или даже бОльшей) длины от него либо отказываются совсем, либо делают его предельно убогим по функционалу, X-Yachts и здесь идет не в ногу со всеми и ставит полноценный штурманский стол. Штурман сидит лицом по направлению движения и может удобно работать с картами.

Читайте также  Bavaria 41 Sport: скорость и удовольствие

Столь же просторно и удобно помещение гальюна. Хотя оно и не имеет выделенной душевой, его размеры более чем достаточны. Вот, правда, собственно унитаз на тестовой лодке был до смешного мал. Верфь это поняла и будет ставить бОльшие по размеру устройства. А вот чего не хватает точно, так это доступа из гальюна в большой кормовой рундук. Если бы здесь устроить люк, пользоваться рундуком было бы удобнее.

Одна яхта для многих потребностей

В лице ХС-35 датская фирма представила яхту, которая способна удовлетворить разнообразные потребности владельца и может найти самое разнообразное применение. Спортивность или уют – новая модель не ставит владельца перед подобным выбором, давая ему и то и другое.

Бросим взгляд на цену: 190 280 евро стоит яхта на верфи в отличной базовой комплектации, включая НДС. Это весьма выгодное предложение, если посмотреть на цены конкуренток из премиального сегмента – например, Hallberg-Rassy, Nordborgили Sunbeam.

Правда, не забудем, что владелец ХС-35 должен еще выложить минимум 11 тысяч евро за хороший комплект парусов. Несмотря на это, ХС-35 все равно остается привлекательной во всех смыслах.

Технические данные.
Конструктор Нильс Йеппсен. Категория СЕА (Океан). Конструкция корпуса и палубы: стеклопластиковый корпус сандвичевой конструкции; гальванизированный стальной рамный шпангоут для усиления набора.

Цены и комплектация на верфи
Базовая цена — 190 280 евро. Базовая комплектация включает: двигатель, шкоты, релинги, ходовые огни, аккумуляторы, компас, коврики и подушки, камбуз, помпу, гальюн, якорь и цепь, кранцы, швартовы, огнетушитель, холодильник, фекальный танк с откачкой. Цена в состоянии, готовом к выходу в море — 2 211 275 евро. Цена в комфортном исполнении — 2 232 495 евро. Гарантия полная/на отсутствие осмоса — 2/5 лет.

Заключение. Привлекательная крейсерская яхта с очень интересной концепцией. Модель ХС-35 безо всяких ограничений может использоваться как для крейсерских плаваний, так и для спортивных мероприятий – это отличный компромисс в данном плане. Цена несколько высоковата, но соответствует высокому качеству и отличной комплектации.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №12 (70), 2014 г.