Sunbeam 28.1: дух моря

Созданием узкого и очень спортивного Sunbeam 28.1 австрийская фирма Schoechl фактически основала новый класс – высококачественных уикендеров. Яхта поражает концепцией киля и парусного вооружения



Текст Фритьофа Гункеля

Задача была обрисована коротко: «Мы хотели создать красивую, спортивную и необычную лодку выходного дня. Легкую в управлении, с простым вооружением. Шириной при этом не более 2,49 м, чтобы помещалась в большинство боксов на озерах. Со спальными местами, небольшим камбузом, пригодным для того, чтобы выпить пива или утром приготовить кофе. И плюс изолированный гальюн – так желали женщины». Так объясняет соруководитель верфи Герхард Шёхл концепцию новой яхты.

Эта задача была поставлена перед словенским бюро Jakopin&Jakopin, с которыми верфь Schoechlработает многие годы после того, как завершила сотрудничество с Георгом Ниссеном. Совместно с техническим директором верфи Манфредом Шёхлом и его сыном Андреасом в качестве руководителя проекта J&J создала яхту, которую многие – нет, большинство зрителей – называют «исключительно хорошенькой». Плоские поверхности бортов, удлиненная линия рубочных иллюминаторов, изящная надстройка, прямые линии выглядят замечательно. Большой кокпит с банками длиной 2,30 м и открытая корма лишь усиливают первое впечатление от судна. Смещенная в корму мачта без ахтерштага (что позволило сделать «квадратноголовый» грот с большой фаловой дощечкой) обещает улучшенные ходовые качества. Опциональный автоматический стаксель на узких акваториях очень востребован.

Своеобразный киль

Важным для верфи является хорошая остойчивость и соблюдение полного контроля за их лодками на высокой скорости и сильном крене. Этого можно достичь многими путями, в частности, правильным распределением объемов по длине судна.Так, обводы шпангоутов в носовой части лодки заметно полнее, чем это принято сегодня. Желаемое уменьшение объемов в корме, что способствует уменьшению сопротивления корпуса, достигнуто смещением центра масс вперед. В этой ситуации киль должен иметь своеобразную форму – из-за смещенной в корму мачты. В итоге, формула киля выглядит следующим образом: ЦБС плавника – в корму, ЦТ – плавника – в нос. Киль имеет необычную форму, при которой его плавник отодвинут назад, а вот балластный бульб смещен сильно вперед. Конструктор ЕрнейЯакопин называет такую форму плавника «Пиноккио-киль», потому что продольный абрис плавника совпадает с популярным изображением деревянного человечка Пиноккио из итальянской сказки. Со стороны на эскизе киль смотрится комично, но, как мы выяснили, свои функции он выполняет.

Уже в гавани на Маттзее вблизи Зальцбурга лодка показала себя как очень остойчивая – немаловажный для комфорта факт на малых судах. К сожалению, в день нашего теста над озером царили несильные, зато заметно гуляющие по направлению ветра – плохие условия для теста, но не для Sunbeam 28.1. В этой сложной ситуации яхта показала свои наилучшие качества – уже небольшого дуновения ветра было достаточно для того, чтобы она быстро набирала ход. Легкая рябь появлялась на воде, паруса наполнялись, лодка кренилась, лаг показывал скорость около 5 узлов при едва ли более сильном ветре, за кормой раздавался шум воды, на румпеле появлялось приятное усилие. Чудесно, такая яхта доставляет массу удовольствия и радости, кроме того, имеет очень широкий спектр использования. Если уже при ноле баллов по Бофорту можно наслаждаться плаванием под парусами, то это означает, что ни один выходной день такая яхта не будет стоять в боксе из-за штилевой погоды.

Читайте также  Panerai: из прошлого в будущее

Добавим к этому сравнительно небольшой угол лавировки – 90 и меньше. К сожалению, из-за слабых ветров нам пришлось оценивать потенциальные ходовые качества яхта по данным VPP, предоставленным конструкторами. Зато очень понравился опциональный парусный гардероб DoyleRaudaschl. Паруса трирадиального покроя из техноры стоят замечательно и выглядят одновременно и долговечными, и пригодными для тонкой настройки. «Квадратноголовый» грот добавил три метра площади, что вызвало рост энерговооруженности с 4,69 до 4,91. Автоматический стаксель за счет отодвинутой в корму мачты тоже стал заметно больше, заполняя собой весь передний треугольник.

Еще больше скорости яхте готовы придать опциональные генуя или геннакер на закрутке. Его можно даже не убирать с закрутки во времялавировки, он ничему не мешает. Геннакер легко раскручивается и особенно эффективен в слабый ветер на острых курсах. На полных курсах его лучше выносить вперед на съемном алюминиевом выстреле.

Что еще было заметно ощутимым? В легкий ветер киль не создает достаточно подъемной силы. Для маневренности нужно запускать мотор – в качестве такового предлагается либо дизель VolvoPenta, либо электрический двигатель. Доступ к нему для обслуживания возможен с боков и через люк в кокпите.

Планировка палубы

Планировку палубы и кокпита тоже стоит отметить. Гика-шкот заведен на самый нок гика, соотношение тали 1:6. В кокпите шкот проведен через блок со стопором, расположенный на настиле кокпита. Достоинства такой схемы: за счет приложения силы тяги шкота к самой оконечности гика достигается высокая точность и эффективность настройки грота с места рулевого. Кроме того, при необходимости шкот легко быстро потравить.

Рулевой располагается в кокпите удобно и безопасно, но при крене комингс упирается ему в спину и вынуждает пересесть уже на сам комингс. Тут тоже можно сидеть удобно, упираясь спиной в мощный релинг и расклинившись ногами.

Что еще понравилось на палубе: плоские тиковые потопчины, идущие по всей лодке. Простая мачта Z-Spar имеет сильно отклоненные назад под углом 25 краспицы, это, пожалуй, чересчур много. Спуск вниз достаточно широкий – проем люка равен 60 см.

Упрощенный интерьер

И всего две ступеньки ведут нас вниз в салон. Он открыт в нос, небольшая рамная переборка выделяет форпик и двуспальную койку в нем. Съемный небольшой столик может быть легко перенесен из салона в кокпит. Камбуз состоит из шкафчика, рабочего стола и мойки. Дополнительно можно заказать электрический холодильник и убирающуюся по полозьям двухконфорочную плиту.

Напротив оборудован гальюн, который может быть химическим или прокачным. Есть умывальник, но он очень мал, равно как и шкафчик. Высота подволока, так же как и в салоне, невелика – от 1,51 до1,63 м. А вот койки хороши, можно говорить о четырех полноценных спальных местах.

Читайте также  Bavaria Cruiser 46: удачная реформа

Рундуки и прочие пространства для хранения вещей и припасов находятся под койками, а вот на камбузе места маловато. Так что под палубой эта яхта – подлинный дейсейлер. Вариантов планировки не предусмотрено. Манфред Шёхль так это комментирует: «Я не хочу размывать эту концепцию. Если мы поставим дополнительные шкафчики для одного заказчика, за ним придет следующий с такими же капризами, потом еще один потребует более высокий борт и так далее». Варианты изготовления и комплектации у данной лодки касаются лишь фальшкиля – можно поставить менее глубокий киль или даже тяжелый шверт.

Что еще сказать о яхте? Очень высококачественное изготовление корпуса: три наружных слоя смолы – изофталовые, гелькоут подвергается ручной полировке и дополнительному покрытию топкоутом, корпус с пенопластовым наполнителем выклеен вручную с дополнительными усилениями. О качестве говорят и такие вещи, как баллер из нержавеющей стали или не требующие обслуживания его подшипники из синтетических материалов. В области киля ламинат корпуса дополнительно усилен. Соединение секций корпуса и палубы выполнено (как и многих верфей сегодня) на клею, без дополнительного ламинирования. Но и технологические процессы, и материалы проверены временем. И в результате верфь дает очень долгую гарантию на отсутствие осмоса (семь лет), и на отсутствие водотечности в соединении «корпус-киль» (10 лет).

Специальная смесь

Итак, попробуем подвести итог, что же такое Sunbeam 28.1 – это парусная «машина для удовольствий» для приятных часов на воде с небольшой командой и возможностью погоняться в середине недели или провести на борту приятные выходные. В качестве же чистых гонщиков лучше подойдут такие лодки, как Esse 8.50, как чистый дейсейлер – AlphenaOne или Biehl 8.8. в качестве прогулочных лодок такого размера могут подойти Delphia 28, Dehler 29 или SunOdyssey 301. Кроме того, можно вспомнить о немного меньших по размеру, но бесшабашных гонщиках типа Seascape 27 или Saphire 28, которые, впрочем, за счет совершенно иного исполнения предназначены другим клиентам. Так что Sunbeam в этой ситуации как бы создает свою собственную нишу: упрощенная, но не пустая, быстрая, но не гоночная, маленькая, но в то же время достаточно просторная яхта для семейной прогулки, клубной регаты или выходного дня.

С этой лодкой верфь расширила нижнюю часть своей линейки, которая сегодня состоит из четырех сильно различных типов лодок: 24.1. 26.2, 28.1 и 30.1.

Своеобразие. Удачные детали следуют точно сформулированному посылу: современность и изысканность. Управление понравится рулевому, большой кокпит удобен и в море, и в гавани

Четкие линии. Надстройка смотрится гармонично. Форлюк обеспечивает обзор вперед по курсу. Погон для автоматического стакселя – в стандарте. Есть и цепной ящик

Красивые мелочи. «Квадратноголовый» грот – это опция. Гика-шкот проведен позади румпеля и выведен через тиковый канал (служащий также и подножкой) вперед. Телескопический трапик аккуратно вмонтирован в купальную платформу.

Хорошее место. Комингсы кокпита предполагают массу вариантов достаточно удобной посадки. Релинги и специальные упоры на банках добавляют уверенности. Корма открыта, выход в воду удобен

Хорошо сидим. Под палубой стоять в полный рост невозможно из-за невысокой надстройки. Но есть четыре койки, выделенный полноценный гальюн и достаточно удобный камбуз

Читайте также  Saare 41 AC. Больше, чем просто красота

По желанию. За доплату можно поставить небольшую газовую плитку Origo, которая убирается в шкафчик

Простор. Носовая койка в форпике очень большая. Поворотный столик можно снять и поставить в кокпит

Удобства. Гальюн вмещает в себя небольшой умывальник и шкафчик, размеры гальюна достаточны для такой яхты

Технические данные
Конструктор  J&J/М. Шёхль
Категория СЕ С (Прибрежные воды)
Длина макс., м                       8,50
Длина по КВЛ, м       7,88
Ширина, м                 2,49
Осадка, м                   1,60/1,25/0,75-1,40
Водоизмещение, т     2,3
Масса балласта, весовая доля, т/%  0,75/33%
Высота мачты над КВЛ, м    12,50
Площадь парусности, м2
            грот (стандарт)                      24,0
            стаксель-автомат       14,0
Мощность двигателя, л.с.     12 (Volvo)
Топливный танк, л (нержавеющая сталь)    50
Водяной танк (пластиковая канистра), л     20
Фекальный танк (пластиковая канистра)    40
Конструкция корпуса и палубы: стеклопластиковый корпус ручного ламинированиямонолитной конструкции ниже КВЛ, выше – сандвичевой конструкции с пенопластовым наполнителем; секция палубы сандвичевая с пенопластовым наполнителем. Секции корпуса и палубы соединены на клею.
Цены на верфи:
базовая цена — 77 350 евро; стандартное исполнение2 включает в себя: двигатель, шкоты, релинги, ходовые огни, аккумуляторы, диваны, помпу, гальюн, кранцы, швартовы; компас — 398 евро; парусные чехлы — 590
евро; якорь/цепь — 410 евро; плитка на камбуз — 684 евро; холодильник — 1345 евро; огнетушитель — 157 евро; фекальный танк с откачкой — 2237 евро; сборка и спуск на воду — 1480 евро.
Цена в состоянии, готовом к выходу в море — 284 651 евро; в нее дополнительно входят: тиковые потопчины, купальный трапик, удлинитель румпеля, столик салона/кокпита.
Гарантия полная/на отсутствие осмоса      2/7лет

Заключение

Sunbeam 28.1 закрывает имеющуюся на рынке брешь: это быстрый и спортивный, но узкий и при этом обитаемый уикендер с выгороженным гальюном. Такие лодки вообще редки, а в этом типоразмере доселе не встречались вовсе. Высококачественная яхта для озер и морских побережий

Конструкция и концепция

+ разумная концепция

+ мачта смещена в корму, большой передний треугольник

+ большое перо руля

Ходовые качества и управляемость

+ теоретически высокая ходкость

+ быстрый разгон

+ отличная остойчивость на ходу и в гавани

Обитаемость и качество сборки

+ много объемов для хранения

+ длинный открытый кокпит

— мало закрытых шкафов и рундуков

Оснащение и монтаж

+ отличная мачта

+ тяжелый шверт и электрический двигатель как варианты комплектации

+ большой автоматический стаксель

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №9 (67), 2014 г.