Пять из двадцати четырех, или Конкурс «Яхта года»

Традиционный конкурс «Яхта года», подведением итогов которого вот уже который год завершается первый день яхтенной выставки в Дюссельдорфе, вполне может считаться не просто выбором «лучших из лучших», но индикатором тенденций на яхтенном рынке.






Текст Артура Гроховского

По крайней мере – среди европейских яхт серийной постройки. Выбор победителей в этом году – по отзывам жюри — оказался очень тяжелым, к тому же в очередной раз пятерка номинаций изменилась: в нее включили «Дальние крейсера» (Bluewatercruisers), что отражает повышенный интерес покупателей к судам подобного типа. По-прежнему не было отдельной категории многокорпусников – в связи с ростом их популярности было принято решение не выделять их в отдельную категорию, а рассматривать как «нормальные» яхты вместе с однокорпусниками в соответствующих категориях. В ряде номинаций – в категориях «Семейный» и «Скоростной крейсер» – споры были особенно горячи, о чем свидетельствовали комментарии наших коллег, тестировавших участвовавшие в отборе яхты и сделавших в итоге свой выбор.

СЕМЕЙНЫЕ КРЕЙСЕРА — Bavaria 46 Cruiser

Здесь состязались Bavaria Cruiser 46, Dufour 310GL, Jeanneau SunOdyssey 349, Nautitech 40 и RM 890. Победа в итоге досталась изделию баварских судостроителей. Наверное, главный резон, который заставил членов жюри отдать пальму первенства именно этой лодке, можно сформулировать так: «Bavaria 46 Cruiser доказывает, что теперь вы можете купить недорогую яхту весьма высокого качества». Более того, по мнению восьми из одиннадцати участников тестирования, эта яхта лучшая из всех Bavaria, построенных до сегодняшнего дня.

Выбор жюри комментирует наш коллега Йохен Рикер, главный редактор немецкого журнала Yacht: «Эта яхта – наиболее продуманная среди всех сегодняшних моделей Bavaria. На основе хорошо проверенного и достаточно сбалансированного корпуса от 45-й лодки после тщательного и даже изысканного реинжиниринга был создан исключительно удачный семейный крейсер. Я отдал этой лодке наибольшее количество баллов почти по всем пунктам, но особенно высоко я оценил качество сборки корпуса и его жесткость. Впрочем, она оказалась хороша и на ходу под парусами. Можно спорить о внешнем виде, но и с эстетической точки зрения Bavaria 46 Cruiser на голову выше своей предшественницы».

В итоге наши европейские коллеги сошлись на том, что оценивать эту лодку по одним выставочным впечатлениям нельзя – настолько она хороша на ходу, особенно была отмечена работа ее рулевого управления. И никто не усомнился в том, что по соотношению цена-качество новая модель станет не просто лидером рынка, а установит новый его стандарт. Особенно поразило всех качество изготовления в тех местах, куда обычно редко заглядывает глаз владельца, а это большая редкость для сегодняшних бюджетных яхт крупносерийной постройки. И наконец, цена в 165 тысяч евро за 46-футовик сегодня кажется весьма умеренной.

Читайте также:  Баварское наступление

СКОРОСТНЫЕ КРЕЙСЕРА — JPK 1080

Пятерка лодок-претенденток выглядела так: Corsaire Cruze 970, Dehler 46, Jeanneau SunFast 3600, JPK 1080 и Mylius 15E25.

В условный «шорт-лист» были отобраны две лодки – SF 3600 и JPК 1080, набравшие практически одинаковое количество судейских баллов. В принципе это неудивительно и отражает ситуацию на рынке: скоростные крейсера (performancecruisers) все более популярны, спрос на них растет, как следствие конкуренция обостряется, а пространство конструкторских решений сокращается. Обе яхты были признаны хорошо продуманными, прекрасно управляющимися и очень быстрыми. Да и результаты первых регат с участием SF 3600 и JPK 1080 тоже свидетельствовали, что по ходовым качествам они стоят друг друга.

Выбор жюри в конце концов пал на JPK 1080, поскольку участники тестирования пришли к выводу, что эта лодка является чуть-чуть более гибкой в использовании, более универсальной для тех, кто хочет на ней не только гоняться, хотя, безусловно, для длинных плаваний она не очень подходит. Ну и кроме того, конструкцию этой яхты сочли более передовой в инженерном смысле.

Йохен Рикер: «Конечно, это больше гоночная, чем крейсерская яхта – тут много деталей, адресованных именно гонщику, нежели яхтсмену, желающему иметь просто быстроходную лодку для плаваний. Тут, например, не рассядешься на сиденьях в кокпите, чтобы попить пиво – сидений-то практически и нет. Хотя для гонок и коротких переходов планировка кокпита выше всяких похвал. А как она управляется – это просто мечта! Ее легко настраивать, она доставляет массу удовольствия на высоких скоростях, при этом она полностью готова для управления в одиночку уже в заводской комплектации. Правда, ей не хватает изысканности, особенно внутри: маловато дерева, грубоватые формы, но для плаваний умеренной длительности комфорта хватает. Я считаю, эта модель – отличный выбор для тех яхтсменов, которые, что называется, умеют управлять парусной яхтой буквально «на грани», но при этом хотят, чтобы лодка была не просто быстрой, но и доставляющей удовольствие в управлении».

Цена яхты тоже вполне умеренная – все те же 160 тысяч евро.

РОСКОШНЫЕ КРЕЙСЕРА —  Waquiez 57

Здесь пятерка кандидатов на победу была такой: Euphoria 54, Italia Yachts 15.98, Moody 54DS, Wauquiez 57 Centurion и Xc35.

Много надежд возлагалось на Euphoria 54, но после осмотра яхты, «вживую» представленной на выставке, стало ясно, что она вряд ли сможет претендовать на высокий титул. Увы, уровень молодой турецкой верфи явно не дотягивал до уровня знаменитого конструктора самой яхты. Скромное качество свело на нет работу конструктора.

Читайте также:  Катамараны Privilege – наследники добрых традиций

Победу в номинации одержал Waquiez 57 Centurion. Нет слов, лодка замечательная, но… Ведь это всего-навсего «перелицованный» Wauquiez 55 Pilot Saloon семилетней давности! Впрочем, в этом есть определенный резон: в сегодняшнем мире одноразовых вещей эта яхта тянет если не на классику, то на винтаж уж точно. А это тенденция! К тому же, как известно, от добра добра не ищут: конструкция от бюро Berret-Racoupeau проверена временем и полностью адекватна задачам. Более того, эта яхта, как уверяли участвовавшие в тестах журналисты, относится к числу тех, чьи качества можно полностью оценить лишь в море, а не на выставке: так, лишь эта лодка уверенно справлялась с семибалльным ветром.

Йохен Рикер:  «В трудных погодных условиях Wauquiez 57 продемонстрировал оптимальное сочетание характеристик и качеств. Это очень крепко построенная, быстрая, но безопасная яхта, которая достаточно проста для управления и позволяет экипажу быть довольно расслабленным даже в семибалльный ветер. У нее продуманная планировка и роскошный, по-домашнему теплый и уютный интерьер с высоким качеством сборки, поэтому у нас не было сомнений и больших споров при выборе».

Цена яхты – 659 тысяч евро.

ДАЛЬНИЕ КРЕЙСЕРА —  Boreal 52

Здесь оценивались следующие яхты: Boreal 52, Broadblue Rapier 550, Garcia Exploration 45 и Ovni 52 Evolution. Возможно, у читателей возникнет вопрос: почему в этой номинации оцениваются лишь четыре судна? Все просто и, увы, грустно: сначала здесь была еще одна лодка – Southerly 575, однако в связи с банкротством верфи претендентку исключили из списка, а замены ей не нашлось.

Победу судьи отдали французской яхте Boreal 52 – суровому (без шуток!) покорителю океанов. И не зря: эта лодка продумана в мельчайших деталях для долгой жизни на борту. К примеру, в каждой каюте есть столик, скажем, для того, чтобы дети могли делать домашние задания. Отдельно стоит отметить «собачью конуру» – ходовую рубку, планировка которой является результатом опыта, приобретенного конструкторами в ходе 20-тысячемильного плавания. Возможно, неказистый алюминиевый корпус яхты с заметными скулами понравится не каждому, но знатокам понятно – это очень надежная яхта, за счет конструкции киля способная спокойно становиться на осушку на мелководных или приливных акваториях. Как показали тесты, для своего водоизмещения Boreal 52 достаточно легка на ходу, в том числе в слабый ветер.

Йохен Рикер: «Сегодня дальние плавания перестали быть недосягаемой мечтой, они стали доступными для многих тысяч яхтсменов. Поэтому мы и ввели в наш конкурс новую категорию – дальние крейсера. И вряд ли сегодня есть яхта, лучше отвечающая требованиям, предъявляемым к лодкам открытого моря, чем Boreal 52. А уж если задумывается длительное и серьезное плавание в высоких широтах, например в Арктике, тут и спорить не о чем».

Став «Яхтой года», Boreal 52 установила стандарты в категории дальних крейсеров, и всех последующих победителей (по крайней мере, на несколько ближайших лет) в данной номинации будут сравнивать именно с ней.

Читайте также:  Extreme 40: гладиаторы на Неве

Что касается цены в 685 тысяч евро, то это яхта малосерийной (практически  индивидуальной) постройки, может оказаться даже несколько дешевле, чем сравнимый по длине и мореходным качествам пластиковый серийный крейсер.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ (ОСОБЕННЫЕ) ЯХТЫ — Advanced 44

В этой своеобразной номинации были рассмотрены следующие пять судов: Advanced 44, Astus 24, Pogo 3, Pointer 25, SaffierSe 33. Обычно сюда включаются лодки, выдающиеся по какому-либо из параметров, но неважно сбалансированные и не подходящие ни под какую другую категорию. Зачастую некоторые из яхт-номинаток в этой категории можно описать словами: «Ни в какие ворота». Пожалуй, это определение можно в полной мере отнести и к победительнице конкурса – Advanced 44.

Что это за яхта? Проще всего ее описать как стремительный дейкруйзер (в крайнем случае – уикендер), предлагаемый по цене серьезного (весьма серьезного!) крейсера. Что заказчик получит за эти деньги? Он получит, как считают члены жюри, «один из наиболее совершенных с инженерной точки зрения корпусов парусного судна», предназначенный для того, чтобы «просто наслаждаться управлением парусной яхтой, находясь при этом выше таких скучных повседневностей, как практичность и цена».

Управление этой яхтой, как говорят попробовавшие ее на ходу коллеги, сенсационное – на ходу она стабильна и сверхотзывчива на действия рулевого. Да, она не предназначена для того, чтобы проводить на ней дни и ночи, зато верфь организует для своих заказчиков специальные «клиники» для обучения управлением этой необычной лодкой, чтобы дать им возможность полностью раскрыть ее ходовой потенциал.

 Йохен Рикер: «Это совершенно новая по концепции яхта, не вписывающаяся ни в одну из существующих ниш парусного рынка и выводящая понятие «скоростной парусник» на новый уровень. На море в свежий ветер она управляется так, что с нею может справиться и ребенок. Это лучшая из числа серийно выпускаемых яхт вообще, на которых мне довелось ходить! По сути, это Ferrari Enzo на воде: владеть ею очень дорого, совершенно бессмысленно, абсолютно непрактично, но ах как здорово!»

Цена этого 44-футового дейкруйзера – 650 тысяч евро.