Oyster 885: дредноут для джентльмена

Переход от Пальмы до Порто-Черво на борту Oyster 885 — нового флагмана знаменитой британской компании — показал, что ее дальние крейсера становятся все быстрее и быстрее, приближаясь к скоростным крейсерам.










Текст Майка Оуэна

Впервые коснувшийся воды прошлой осенью Oyster 885 в производственной линейке верфи стоит сразу же позади двух суперъяхт – Oyster 100 и -125, возглавляя ряд малосерийных лодок. Новая модель мгновенно стала популярной: достаточно сказать, что сейчас в постройке находятся сразу пять корпусов. Техническая политика Oyster оказалась тут как нельзя кстати: с одной стороны, налицо существенная экономия на матрице и времени постройки (корпус-то один и тот же), монтаже проводки и оборудования, с другой– сохраняется широкая возможность индивидуализации лодки. Заметим при этом, что индивидуализаций в данном случае отнюдь не сводится к смене цвета корпуса, сорта дерева, используемого для внутренней отделки, или типа мягкой обивки – нет, все это, скорее, вишенка на торте. Куда важнее для владельцев возможность изменения подпалубной планировки типа, выбор транца с прямым или обратным свесом, внутреннего оборудования. Но и это еще не все. Для корпуса № 004 заказчик захотел получить более высоко поднятый салон, и это верфи тоже оказалось по силам, хотя потребовало изготовления дополнительных матриц и значительной переработки бортовых систем, изменения схемы монтажа оборудования.

На верхней палубе

Мы начали свой 340-мильный путь под мотором. Без всяких проблем разогнались до восьми узлов, при этом 330-сильный Cummins был почти бесшумен, развивая 1150 об/мин. После того, как легли на курс, нам потребовалось всего около двух минут, чтобы при помощи гидравлики (нажимая на соответствующие кнопки) поднять грот со сквозными латами и развернуть стаксель. После этого мы легко достигли скорости 9–10 узлов при истинном ветре почти такой же скорости.

Сдвоенный пост управления достаточно удобен: приятные на ощупь карбоновые штурвалы, большие панели управления (Raymarine в стандарте, B&G в качестве опции), отличная обзорность даже с поставленным спрейхудом, который в традиционной ойстеровской манере может быть полностью спрятан в крыше рубки. Сзади над кокпитом может быть развернут бимини, две мощных, из нержавеющей стали опоры которого становятся частью массивным релинга.

Кокпит очень просторен, с хорошим разделением
на «рабочую» и «гостевую» зоны. Вокруг стола
с вмонтированным в него холодильником могут
легко усесться 10 человек.

Планировку палубу отчасти можно назвать минималистской. Вместе с тем она практична и в то же время красива. Соединенные стык в стык тиковые планки палубы выглядят бесконечными, подчеркивая размер яхты. Проводка гика-шкота с лебедкой-вьюшкой входит в стандартное оснащение. Все люки заподлицо врезаны в палубу. Клюзы, раскладывающиеся утки установлены не на самой палубе, а на фальшборте. На носу яхты находится площадка, которая является основой для галсового угла «code Zero», под площадкой располагается якорь. Брашпиль укрыт в цепном ящике, в котором находится и 100 метров якорной цепи. К слову, цепь, как и 66-килограммовый якорь, изготовлена из нержавеющей стали. На носовой палубе в рецессе хранится РИБ длиной 4,2 м, который может быть легко поднят и спущен на воду при помощи проводки спинакер-гика.

Читайте также:  Lagoon 39: страсти вокруг кормы

Позади рулевых постов расположен огромный – высотой в человеческий рост – рундук, предназначенный для швартовых, кранцев, прочего боцманского имущества. В каждом углу кормового релинга – удобное двухместное сиденье. Любители купания могут воспользоваться откидывающейся с транца купальной платформой. Сделана она очень остроумно: во-первых, поручни и трап складываются и раскладываются автоматически, а во-вторых, в откинутом положении платформа не фиксируется намертво, а поднимается и опускается вместе с волнами, поглощая удары и приглушая хлопки о волну.

Начиная с самых первых набросков, 885-я модель наполнена инновациями.

Разумеется, она создана уже на основе опыта, полученного от эксплуатации 100-й и 125-й моделей, но вместе с тем она стала первой лодкой Oyster, прошедшей длительный курс бассейновых испытаний с целью оптимизации формы корпуса и рулевого устройства. Кстати, фирма утверждает, что конкурирующие компании ни разу не проводили столь интенсивной серии бассейновых испытаний.

Конструктор Роб Хамфри имеет большой опыт создания конструкций с двумя перьями руля, однако объем и глубина исследований и испытаний 885-й модели действительно являются чем-то совершенно новым для яхтостроения. И результаты не заставили себя ждать. Сопротивление рулевого устройства удалось значительно уменьшить, управление на острых и полных курсах великолепно, но главное – крутизна хода у Oyster 885 невероятна для лодки такого размера и назначения. Нам удалось заставить ее устойчиво идти под углом 25° к ветру! Яхта оказалась очень живой, с хорошей обратной связью на руле, при этом без рыскливости на попутной волне. Чтобы полностью использовать возможности, предоставляемые схемой с двумя перьями рулей, верфь предлагает вариант компромисса с уменьшенной осадкой – тяжелый бронзовый шверт целиком убирается в фиксированную часть плавника.

Пропорции новой яхты были серьезно изменены в соответствии с современными тенденциями. Корма стала очень широкой, повышая остойчивость. Высокая карбоновая мачта с четырьмя рядами краспиц смещена вперед, чтобы увеличить площадь грота и уменьшить размер переднего треугольника: такое соотношение считается более выгодным при сильном волнении, и кроме того, небольшой по площади стаксель облегчает выполнение поворотов.

Интерьер и обитаемость

Базовая планировка подпалубного пространства позволяет полноценно использовать всю длину этой немаленькой лодки, удобно разместив как гостей, так и экипаж, одновременно с этим разделяя их с целью обеспечения приватности.

Салон от кокпита отделяет сдвигаемое мотором вбок закаленное изогнутое стекло, выполняющее роль брандерщита. Легкого прикосновения к клавише достаточно, чтобы «дверь» открылась. Отдельный аварийный аккумулятор позаботится о том, чтобы жто можно было сделать даже в условиях полного отсутствия электропитания на борту.

Вообще, надо особо подчеркнуть, что компания Oyster «берет на карандаш» все возможные источники неприятностей и потому зачастую дублирует системы

и механизмы, широко используя уже проверенные
детали и узлы.

В форпике яхты размещена большая парусная кладовая, которая доступна как с верхней палубы, так и из кубрика через водонепроницаемую дверь. Далее в корму располагается отсек штатного экипажа – две двухместных каюты, каждая со своим гальюном. Позади них находится кают-компания экипажа, за ней длинный, отлично оборудованный камбуз. Тут есть все: полки, шкафчики, трюмные отсеки, полноразмерные холодильник и морозильник, плита (газовая или электрическая), микроволновая печь, пароварка, а уж посудомоечная и стиральная машины – это само собой. Качество установленного оборудования, его монтажа и отделки камбуза – на самом высоком уровне. Любопытно, что камбуз на 885-й заметно просторнее, чем даже на более крупных моторных яхтах, и рабочие места в нем удобны настолько, что готовить можно на ходу в открытом море.

Читайте также:  Неповторимая Pangaea

Пара шагов в корму и вниз – и еще одна водонепроницаемая дверь открывает для нас вход в машинное отделение. Чистое, как операционная, оно спланировано так, что обслуживание машин и механизмов не составляет труда. Все трубопроводы, клапана, филтртры находятся в полуметре над полом, так что ползать вокруг них на коленях явно не придется. Дизель Cummins, два 27-киловаттных генератора Onan, опреснитель, конвертер, опциональный центральный пылесос (разъемы есть в каждой каюте), вообще вся техника размещена так, что вокруг нее есть достаточное пространство, исключающее риск приложиться обо что-нибудь лбом. Тут же, сразу за дверью, расположен верстак. Удивило, что температура воздуха в машинном отделении весьма комфортна, что является несомненной заслугой мощной системы вентиляции, полностью обновляющей весь объем воздуха шесть раз в час.

Отдельно скажем об уровне шума и вибрации. Даже при полном ходу под мотором в машинном отделении Oyster 885 можно спокойно разговаривать, что почти невероятно для судна подобных размерений. Чтобы понять, как такое стало возможным, я заглянул на верфи на строящуюся яхту. Что я увидел? Мощный набор, состоящий из стрингеров во всю длину корпуса и флоров, приформованных к корпусу карбоновым ламинатом, что придает ему особую жесткость. Интегрированные в корпус и набор танки, монтаж всех трубопроводов на эластичных креплениях с мягкими прокладками в местах прохождения сквозь переборки и, наконец, великолепные изоляционные материалы – вот залог тишины. Машинное отделение, сам двигатель, генераторы и помпы – все изолировано свинцовосодержащим полимером. Да, изоляция, изоляция и еще раз изоляция. Правда, это добавляет водоизмещения, но в мире яхт Oyster последнее не столь существенно. Плюс к перечисленному: все двери на яхте снабжены резиновыми прокладками, слани лежат на эластичных подкладках, плотно закрываются и шкафчики. И вот результат: стоишь внизу под работающим мотором – и ничего не вибрирует: ни ударов, ни толчков, ни каких-то тревожных скрипов. Конечно, при ходе под мотором абсолютной тишины быть не может, но вместо обычных рокота и перестука на 885-й — ритмичное гудение, но оно «теплое», если так можно выразиться, и ненавязчивое.

Так, а как же выглядит гостевая часть яхты?
А это, собственно, зависит от вас,
ведь ни одна лодка не похожа на другую.

Разумеется, есть некая планировка, считающаяся базовой: центральный двухуровневый салон с баром и TV по левому борту, с обеденным столом, рассчитанным на десятерых, – по правому. В корму от салона коридор ведет к двум двухместным каютам по бортам и хозяйской — в корме. Она высокая и широкая, великолепно оснащена и отделана на уровне дорогого отеля. Все, что нужно, в наличии: книжные полки, шкафы, гардероб, диван и рабочий стол. Благодаря тройным вертикальным иллюминаторам, каюты залиты естественным светом. Да, звуков моря не слышно, зато смотреть на него сквозь такие, невероятного размера иллюминаторы можно до бесконечности. Все каюты имеют собственные медиасистемы – последние могут варьироваться в деталях, но суть одна: это сервера, хранящие тысячи видеофильмов и аудиоальбомов. И о гальюнах. Они просторны, а в отделке все зависит от вкуса владельца, касается ли это сантехнического оборудования или цвета мрамора, использованного для отделки.

Читайте также:  Hanse 505: путь к лучшему

Электрическое освещение на нашей яхте было светодиодным, яркость его можно было регулировать прикосновением к сенсору. В ночное время включается красная подсветка на уровне пола. Все рундуки, трапы, ступеньки тоже снабжены индивидуальной подсветкой.

Напоследок, еще об одном оригинальном решении конструкторов. Перед салоном, между ним и кубриком команды, располагается отлично оборудованное штурманское место. И здесь же – вот находка! – есть место для третьей гостевой каюты или для еще одного «телезала». И в этом весь Oyster 885 – вы всегда можете получить от него все, что пожелаете.

И вновь вернемся к поведению яхты под парусами. В ходе нашего плавания мы столкнулись ночью с порывами ветра до 17–20 узлов и взяли первый риф. Это было нетрудно, поскольку у нас была вторая лебедка-вьюшка, так что опять все свелось к нажатиям на кнопки.

И с одним рифом скорость яхты была в пределах 10 узлов,
а иногда и больше. И при этом никакого дискомфорта!

Перед самым Порто-Черво ветер усилился до 30 узлов, и мы решили не заходить в гавань, а встать на якорь. Совсем стемнело. Ветер все усиливался, но якорь держал надежно. К рассвету раздуло до 38 узлов. Несмотря на это, утром мы снялись с якоря и спокойно (спасибо тонкой регулировке газа на двигателе и 60-сильной подрульке) зашли кормой в свой швартовочный бокс.

Спокойствие, полный контроль и абсолютная уверенность – это Oyster.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №12 (59), 2013 г.