Неповторимая Pangaea

Яхта Pangaea столь же необычна — ее смело можно назвать "вездеходом", как и обстоятельства, при которых она была построена.


Текст Павла Игнатьева

Майк Хорн так сформулировал свою цель: «Я хочу построить яхту, которая могла быть стать местом для встречи людей из всех социальных слоев, разделяющих наши мечты и взгляды на то, что земной шар требует защиты и бережного отношения. И еще это судно должно быть готово ходить в самым суровых условиях, не говоря уж о кругосветных плаваниях».

Сказано – сделано. Постепенно стали прорисовываться контуры будущего судна, которое, помимо восьми человек экипажа, могло бы вместить значительное число гостей и волонтеров, готовых в соответствии с девизом «Открывай, изучай, взаимодействуй!» принять участие в плаваниях и научных исследованиях. С этой идеей путешественник стал посещать известные и не очень верфи в Британии, Германии, Франции, ряде других государств. Горячая южноафриканская кровь Хорна диктовала еще одно трудновыполнимое условие: «Завтра!» В том смысле, что яхта должна быть построена за год. При этом заказчик крупнейшей экспедиционной яхты современности на тот момент не имел даже приблизительного представления об источниках будущего финансирования своего проекта – он располагал лишь тремя миллионами евро, верфи же называли суммы на порядок большие.

В итоге яхта была построена совершенно необычным образом. Дешевый алюминий обнаружился… в фавелах бразильского мегаполиса Сан-Пауло, где в трущобах живут около пяти миллионов человек. За короткий срок жители фавел собрали около 200 тонн алюминиевых отходов, которые (с некоторой доплатой) были обменяны на алюминиевые листы и профили, необходимые для постройки корпуса. Строить решили тут же, в фавелах, на импровизированной «верфи» (а попросту – в старом кирпичном ангаре), благо среди обитателей фавел нашлись и некогда квалифицированные (а ныне – деклассированные) сварщики по алюминию, слесари и мебельщики.

Читайте также:  Oceanis 55. Для океанских просторов

Так в 120 километрах от моря родилась одна из самых необычных парусных яхт современности. Строительство заняло 13 месяцев (привет верфи Royal Huisman с ее немыслимыми ценами и немыслимым же долгостроем) и всего 22 тысячи человеко-часов рабочего времени (обычно постройка 120-футовой парусной яхты в Европе требует от 100 до 120 тысяч человеко-часов). К побережью для спуска на воду Pangaea – так назвали яхту в честь древнего сверхконтинента – была доставлена на специальном трейлере.

Конструкция лодки под стать ее задачам. Так как судно планировалось использовать в том числе в ледовых широтах, оно получило обшивку в 20 мм, а ледовый пояс в носовой части вообще развит до 44 мм. В результате лодка может выдерживать большие местные нагрузки. Для противостояния общим скручивающим нагрузкам корпус яхты располагает часто поставленным набором – шпация вместо традиционных для судов таких размерений 60 см равняется 36 см. Обводы же лодки таковы, что она – по типу ледоколов – может «выползать» на лед, продавливая его своим весом. Чтобы иметь возможность ходить по мелководью Pangaea имеет опускающийся тяжелый шверт, уменьшающий в поднятом состоянии ее осадку с 6 до 2 м.

Отделка и оборудование яхты выполнены в строгом соответствии с ее основной задачей. Судно располагает 22 спальными местами, но можно разместить и 30 человек. В качестве источников бортового электропитания применяются топливные элементы, ветрогенераторы и солнечные батареи – последние даже частично вшиты в паруса. Конечно, есть и дизели – их взялся поставить Mercedes-Benz, ставший спонсором проекта. Для минимизации расхода электроэнергии применено светодиодное освещение, а также большое количество палубных световых призм, пропускающих свет в дневное время. Необычно оборудован и камбуз – он располагает системами разделения и переработки мусора. Для хранения отходов судно располагает специальным трюмом. Яхта оборудована специальными сетями, позволяющими собирать в океане плавающие пластиковые пакеты – самую большую опасность для океанских жителей, которые тоже хранятся в этом трюме до утилизации на земле.

Читайте также:  Contest 42: и для гонок, и для путешествий

Pangaea отлично приспособлена не только для научной, но и для медийной работы – большие экраны, обилие серверов, развитое коммуникационное оборудование, конференц-зал позволяют готовить документальные фильмы прямо на борту.

Изначально проект Pangaea был рассчитан до конца 2012 года. По окончании контракта с Mercedes-Benz Майк Хорн изначально планировал «сдать яхту на цветной металл» – не зря же для ее строительства был выбран алюминий, позволяющий полностью утилизировать судно. Однако за прошедший годы владелец так сжился с судном, что сейчас и слышать не хочет о подобном завершении его карьеры.

Опубликовано в Yacht Russia №58 (11 — 2013)

Справка
Основные данные яхты Pangea
Длина……34,78 м
     по КВЛ……29,80 м
Ширина……9 м
Осадка……2,05–5,95 м
Водоизмещение……80 т
Высота грот-мачты……30 м
Площадь парусности
     общая……600м2
     грот……183 м2
     генуя……65 м2
Мощность двигателей…….2 х 440 л.с
Емкость топливных танков……37 000 л