Lagoon 39: страсти вокруг кормы

Компания Lagoon Catamarans представила новейшее поколение крейсерских катамаранов со своеобразным парусным вооружением. На новом Lagoon 39 мачта удалена в корму гораздо сильнее, чем на любом другом катамаране. Это просто курьез или подлинная альтернатива сложившимся традициям?





Текст Михаэля Гуда

Крейсерские катамараны сегодня находятся, что называется, в тренде. Хорошо обитаемые двухкорпусники находят все более широкий спрос не только среди чартеристов, но и среди покупателей парусных яхт. Причина этого лежит как на ладони: масса новых марин на Средиземноморье предоставляют удобные и доступные по цене стояночные места, подходящие по ширине даже для катамаранов. Это позволяет рассматривать катамараны как весьма мобильные летние загородные дома на воде, то есть подлинные плавучие дачи. Весьма современный и приятный способ проведения летнего времени.

Итак, суммируем: двухкорпусники становятся все более удобными в обращении, все более быстрыми на ходу и при совершении маневров. И за счет удобно расположенного бортового оборудования и дельных вещей с ними легко могут справляться один или два человека. Поэтому неудивительно, что на рынке уже имеется целый ряд крейсерских катамаранов, пригодных как для чартера, так и для индивидуального использования.

Но! Реноме крейсерских катамаранов до сих пор сильно страдает от убеждения, что эти суда тяжелы и трудны в управлении, особенно на волнении. Зато катамараны намного вместительнее, очень комфортабельны и почти не кренятся; при этом они сохраняют высокие скоростные (отчасти спортивные) качества, давая рулевому возможность почувствовать себя на быстроходном судне.

Больше скорости, меньше усилий

Крупнейший в мире производитель катамаранов – компания Lagoon – решила расширить свое присутствие на рынке и представила сразу две модели с необычной концепцией парусного вооружения. У новых типов Lagoon 39 и -52 мачта отодвинута очень сильно в корму, она находится заметно позади миделя. Это дает целый ряд преимуществ: грот получается более стройным, что дает лучшие качества на острых курсах. Гик и нижняя шкаторина получаются короче, что облегчает работу с парусом, его настройку и уборку. Набивание ходовых концов требует меньших усилий.

В противоположность этому основание переднего треугольника становится длиннее, а передний треугольник – больше. Настолько больше, что Lagoon в своих новых моделях даже позволил себе ввести автоматические стакселя (не перекрывающие грот) в штатное оснащение. Это стало возможным именно благодаря смещению мачты назад.

В дополнение к этому более опытные и активные яхтсмены могут укомплектовать катамаран кодом Зеро, чтобы улучшить ходовые качества на полных курсах. И не в последнюю очередь компания Lagoon и проектировщики новых моделей – знаменитое бюро Марка Ван Петегема и Винсена Лорио-Прево (VPLP) – позаботились об улучшении поведения на волне за счет расположения ЦП и ЦБС. Следует отметить, что сильное смещение мачты назад все же не новинка для катамаранов. Другие изготовители время от времени пробовали эту концепцию: к примеру, английская верфь Prout, а также BroadblueCatamaransс их Modell 385. У тримаранов порой тоже можно наблюдать сильно смещенную в корму мачту, это еще позволяет порой ходить и вовсе без грота.

Читайте также  Extreme 40: гладиаторы на Неве

Чувство руля

Крепкий норд-ост с порывами до 35 узлов проносится над Пальмой. Средняя скорость ветра выше 20 узлов – 5–6 баллов. Маленький Lagoon 39 справляется с такими сложными условиями без труда и показывает выдающиеся мореходные и скоростные качества под парусами. На отрезке в галфвинд наш малыш показывает 8,5 узла. При дальнейшем уваливании в бакштаг и постановке кода Зеро площадью почти 70 кв. м яхта начинает ускоряться и переходит за 10-узловую отметку. Наш дневной рекорд – 11 узлов на порыве скоростью свыше 30 узлов.

На острых курсах Lagoon 39 способен лавироваться под углом порядка 50° к истинному ветру и средней скоростью примерно 7,5 узла. Можно идти и чуть покруче, однако это связано с буквально болезненной потерей скорости и ухудшением управляемости. На полной скорости на руле ощущается приятная и упругая обратная связь. Это позволяет очень чутко вести катамаран, что называется, буквально «по кромке ветра». Для катамаранов такое поведение – редкость.

Рулевой механизм довольно прост: связь штурвала и баллера осуществляется при помощи гибкого стального троса. Сами квадранты обоих корпусов соединены под палубой толкающей штангой – это традиционно для двухкорпусников. При обрыве троса эта простая схема тут же перестает работать – в данном случае наличие второго руля не означает удвоения надежности и переход на аварийное румпельное управление просто необходим.

Для бескомпромиссного крейсерского катамарана такого типоразмера указанные выше и усредненные скоростные показатели в сильный ветер очень неплохи, а сама лодка идет просто отлично, даже по волнению. Это тем более удивительно, что с водоизмещением в 11,7 т наш катамаран – весьма тяжелый «чемоданчик». В соревновании с потенциальными конкурентами (см. таблицу) он весит намного больше – тот же Lipari 41 от главного конкурента Fountaine Pajot имеет водоизмещение всего 7,6 тонны.

Однако водоизмещение не является ключевым элементом при сравнении крейсерских катамаранов, считает менеджер Lagoon Ян Массело. Гораздо важнее, полагает он, многократно более прочный и надежный корпус. Lagoon производит свои модели из стеклопластика с использованием вакуумно-инфузионного процесса и стойкой к возникновению осмоса смолы.

Читайте также  Вид сзади. К вопросу о форме транцев

Это особенно важно для катамаранов, у которых мачта опирается не на днище корпуса, а на мост между корпусами. Структура судна должна хорошо выдерживать нагрузки от мачты, поэтому верфь особо усиливает как сам мост, так и его связи с корпусами.

Два неглубоких киля обеспечивают борьбу с дрейфом и хорошую курсовую стабильность. Они тоже сделаны очень мощными, Lagoon 39 может смело вставать на них на осушку. Разумеется, они заламинированы с корпусами как единое целое. Однако такая конструкция означает, что при особенно сильном ударе кили передадут его на набор корпуса. У конкурентов из стана Fountain Pajot или Leopard кили крепятся через специальные деформируемые конструкции.

Находящийся сбоку и приподнятый рулевой кокпит уже стал стандартом на крейсерских катамаранах. Отсюда открывается хороший обзор вперед, также отлично видны все четыре оконечности судна. При постановке парусов имеется бонус – смещенная в корму мачта позволяет делать это удобнее. Бимини перед рулевым постом имеет прозрачные окошки.

Фалы, шкоты и оттяжки с места рулевого очень хорошо достижимы. Работы с ними, впрочем, немного: за счет автоматического стакселя вся работа на лавировке сводится к работе на штурвале.

Нажимаем на кнопки

Но тот, кто хочет наилучшим образом настроить высокий и узкий грот, должен поработать. Каретка гика-шкота и сам шкот хорошо доступны, с последним можно легко работать напрямую или через лебедку. Кто хочет, может за доплату поставить электрические лебедки.

Эта опция особенно важна (и неожиданно дешева) для центральной лебедки стакселя. Большой стаксель создает значительную тягу, а большое число блоков и перегибов в проводке его шкота вызывает сильное трение. Поэтому работа с ручной лебедкой утомительна и требует много сил. Погон каретки стаксель-шкота следовало бы сделать подлиннее – тогда на полных курсах стаксель можно было бы настроить удачнее. Альтернативой является самостоятельная проводка оттяжки.

После тестового выхода в море мы нашли, что обещания создателей оправдались. Длинный и узкий грот удобно убирать с крыши рубки в лэзи-джек. Однако подъем с палубы на крышу не очень удобен, хорошо, что компания позаботилась поставить тут короткий поручень из нержавеющей стали.

Второй приятной неожиданностью новой модели стало необычно большое количество вариантов внутренней планировки. Lagoon 39 является первым (и пока единственным) катамараном в классе, который в стандарте имеет всего две каюты. Оба корпуса имеют по просторной каюте в корме и большие гальюны с душевыми в носу. За небольшую доплату (10 700 евро) можно получить отделку уровня Premium. В этом варианте поставленные поперек койки становятся шире (2 м против 1,60), а в средней части корпусов будет располагаться либо диванчик, либо мини-офис с рабочим столиком.

Читайте также  Двойной руль – двойной выигрыш?

По одной душевой в корпусе

Альтернативой могут быть варианты планировки с тремя или четырьмя каютами, но в любом случае гальюнов будет только два. Для сравнения, всего на 25 см более длинный Lagoon 400 S2 имеет в чартерной версии четыре каюты и четыре же (правда, очень тесных) гальюна.

Никакого разочарования не вызвал у нас центральный салон. Здесь соблюден «хороший катамаранный стандарт» – обеденный стол и диван вокруг, боковое штурманское место и Г-образный камбуз. Большое сдвижное окно разделяет (или объединяет?) камбуз и кокпит.

Внутренняя отделка выполнена из светлого дуба, создавая воздушную и приятную атмосферу. Но дополнительно к этому Lagoon 39 имеет и очень большую площадь остекления. Не поскупилась верфь и на иллюминаторы в корпусах, но они, чтобы создать эффект интимности, заклеены перфорированной пленкой. Это типично для всех моделей верфи. Полностью прозрачные иллюминаторы являются опцией, возможно, привлекательной для тех, кто не ночует на лодке в гаванях.

Однако качество внутренней отделки оставляет много поводов для критики. Можно сказать, что верфь не особенно-то уделяет внимание деталям отделки – как минимум на нашей тестовой лодке. Стыки не всегда совпадают, деревянные детали порой плохо пригнаны, их грани плохо скруглены или скошены. Это те мелочи, которые должны производить впечатление и которые не так трудно исправить.

Разумный стандарт

Со своей ценой 273 300 евро за базовое двухкаютное исполнение Lagoon 39 выглядит весьма конкурентоспособным. Главные соперники – Fountain-Pajot и Leopard Catamarans – предлагают свои сравнимые модели с похожей комплектацией за сравнимые деньги.

Так что со своей новой 39-й моделью Lagoon сделал покупателям очень хорошее предложение. Обычно крейсерские катамараны похожи друг на друга, как два яйца. Но со своим новым планом парусности французы фактически открыли новую эру в сегменте многокорпусников и сделали хороший задел на будущее, когда катамараны усилят свое присутствие на рынке. Мы проверили – парусное вооружение функционирует безупречно, достоинства налицо.

Остается подождать, когда конкуренты смогут выдвинуть свои контрпредложения и сдвинут мачты в корму.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №1-2 (60), 2014 г.