Hallberg-Rassy 43: отличные гены в третьем поколении

Компания Hallberg-Rassy обновила свой бестселлер, выпустив HR 43 MarkIII. В этой лодке объединились современные представления о яхтенном комфорте и мореходные качества дальнего крейсера




Текст Йохена Рикера

Для теста нам выпал день, который не любит ни одна парусная яхта: серый, пасмурный, почти безветренный. Всего лишь четыре узла обещала нам метеослужба. Для такой тяжелой крейсерской яхты, как новая Hallberg-RassyMkIII(читается: «Марк Три»), это просто ничто.

Тем более что эта лодка – корпус номер один в серии – была подготовлена в варианте для дальних плаваний: с генератором, опреснителем, стиральной машиной, топливным танком почти на 400 л топлива. Поэтому вместо штатных 12,7 т она весила все 14. Это яхта для Атлантики или Тихого океана, а не для зеркально-гладкой бухты – наподобие любекской, в которой полгода назад ее представляли прессе. Тест предшественницы – HR 43 MkII, – проведенный журналом Yachtуже добрых шесть лет назад, проходил в совершенно иных условиях: в Скагерраке, при сильном ветре и почти двухметровой волне. Тогда лодка смогла засверкать всеми гранями. А сейчас?

Руководитель верфи МагнусРасси хмуро глядит на воду. Балтийское море сегодня – тускло-серое, как и небо, лишь местами его гладь нарушает легкая рябь от слабых порывов ветра. «Ничего хорошего», – бурчит он себе под нос. Это еще мягко сказано.

Но по мере того как по мачте поднимаются эльвстрёмовские паруса, рассчитанные на «тяжелый офшор», лодка все же слегка – на 1–2° – кренится на бок. Видимо, где-то в районе топа мачты что-то дует. Почти неслышимый в работе 75-сильный дизель Volvo-Pentaзатихает совсем, повинуясь нажатию кнопок грот и стаксель раскручиваются, добираясь до места. Легкое покачивание корпуса говорит о том, что лодка получила ход, за кормой появляется легкий кильватерный след.

Внушительный темперамент

Несмотря на удручающий штиль,HR 43 показала довольно бодрый темп хода под парусами – почти 4 узла при ветре силой два балла. Очень необычное чувство охватило всех на борту – ну не было никаких оснований ожидать такой скорости. Ни ветер (точнее, его отсутствие), ни свинцово-серая спокойная вода, ни 13-летней давности обводы корпуса со сравнительно длинным килем и рулем на скеге не давали ни малейших оснований заподозрить эту лодку в излишней резвости.

Когда ветер все же немного усилился – до шести-восьми узлов, а на порывах – и до 10 (но это все равно чересчур легкие условия для этого тяжелого крейсера), то на лавировкеMarkIIIразогнался до шести узлов. Не рекордные значения, понятно, но более чем достойные цифры для лодки такого типа. Даже на полных курсах без спинакера или геннакера можно было спокойно идти, не запуская дизель: MarkIIIспокойно показывал пять узлов, не требуя при этом от рулевого особенного внимания или кропотливой настройки.

Читайте также:  Delphia 47: c ветерком через Атлантику

Мачта на новой яхте осталась такой же, как была и у предшественницы – MkII: Selden, высотой 20,20 м, она раскреплена тремя рядами практически прямых краспиц. Это довольно редкое сегодня решение, однако оно – как и вся яхта в целом – очень хорошо подходит для дальних переходов. За счет этого на полных курсах можно сильно растравить грот, не опасаясь, что краспицы будут его резать – очень полезное качество для длинных переходов с попутными пассатами.

По желанию верфь может также поставить съемный внутренний штаг, которым была оснащена наша лодка (эта опция стоит 5590 евро). Когда штаг не нужен, его можно легко отстегнуть от палубы и закрепить свободный конец у основания мачты. Завести штаг заново – задача нескольких минут, после чего на нем можно поднять малый или штормовой стаксель. Поскольку ЦП такого стакселя будет вблизи ЦБС (по вертикали), яхта в сильный ветер будет прекрасно лавироваться.

На штормовые условия же рассчитаны и хорошо защищенный центральный кокпит, и очень практичная эргономика палубы. Низкие банки и высокие комингсы кокпита дают команде хорошее чувство защищенности, а во время отдыха в гавани экипаж может чувствовать себя более расслабленно. Лебедки расположены так, что с ними без проблем можно работать в одиночку, особенно если выбрать электрическую версию (доплата – 12 430 евро).

Очень удался на MarkIII пологий трап в салон. Ради этого фирма значительно опустила настил кокпита – почти на 30 см. При этом перед люком в салон образован солидный «мостик», препятствующий заливанию салона, если вода попала в кокпит.

Но основные новшества HR 43 MkIIIнаходятся под палубой. Магнус Расси уверяет, что лодку переработали так, что при прежнихразмерениях «внутри она стала на два фута длиннее». Это в нем, несомненно, говорит менеджер по продажам. Но разумеется, простора и «воздуха» внутри стало много больше, особенно в кормовой хозяйской каюте. И тут и там глаз находит массу свободного пространства. И – тут уж без вопросов! – 43-я, безусловно, является одной из самых просторных и вместительных лодок для своего размера. Но более полуметра выигрыша?!

Читайте также:  «Святитель Петр» разбит

Что, без сомнения, заметно и что может оправдать некую экзальтированность руководителя верфи: увеличенная площадь иллюминаторов делает подпалубное пространство яхты с центральным кокпитом визуально более просторным.

Причем за это отвечают не только большие иллюминаторы надстройки, но и четыре корпусных иллюминатора. Даже когда над яхтой царит безрадостный серый день – как утром во время нашего выхода, – под палубой нет никакого ощущения полумрака или сумерек. Этому дополнительно способствует крайне легкая тонировка светлых люков, не искажающая естественный цвет проникающих в салон солнечных лучей – это редкость сегодня, когда фирмы предпочитают монтировать на палубу затонированные до полной черноты световые люки.

Качество постройки – как это типично для Hallberg-Rassy– превосходно даже в мельчайших деталях. Рисунок дерева на деталях не прерывается, что радует знатоков, так же как и приятный запах дерева в салоне. Даже на сильной качке по салону легко перемещаться. Размеры коек повсюду, включая собственно салон, очень хороши. Высота в свету везде более чем достаточна. Один лишь только проход в кормовую каюту выглядит чуточку узким.

Ну и, конечно, мы нашли и недостатки: высота душевой кабины в хозяйской каюте могла бы быть и побольше. На жарких акваториях в салоне могут быть проблемы с вентиляцией: иллюминаторы не открываются.

Зато список приятных и полезных деталей радует глаз любого яхтсмена. Комплектация соответствует самым высоким запросам как по качеству оборудования, так и по его количеству. Тиковая палуба, пятикиловаттный дизельный отопитель, аккумуляторы AGM, разрешающие глубокий разряд и со своей емкостью 460 Ач дающие очень высокий уровень автономности, надежнейшие фитинги и вентили, холодильник с водяным охлаждением (что делает его особенно эффективным), мощнейшая электрическая помпа в трюме. Ну и конечно, в перечне всяких опций есть еще много дополнительных позиций, что позволяет укомплектовать HR 43 под любые индивидуальные потребности.

Лишь на палубе – в рундуках кокпита – немного тесновато. Их вместимость в сумме составляет полтора кубометра, что едва ли больше, чем у 37-футовика. Для дальнего плавания этого недостаточно. Поэтому тузик придется перевозить за кормой на шлюпбалках.

Читайте также:  Bavaria 56 Cruiser: достойная награды

Удачная концепция

В последние годы Hallberg-Rassyстолкнулась с серьезной конкуренцией в своем сегменте: тут и Contest 42CS, и Najad 440, а также Sunbeam 42.1 и X-YachtsXC 42, которые ориентированы на одного клиента, однако конструктивно значительно моложе. Но в своей новейшей реинкарнации HR 43 превосходит их всех – даром что и корпус, и парусное вооружение весьма консервативны и остались практически неизменными от предыдущего поколения.

Палубные рундуки. Они смещены к бортам, пространства в них достаточно, но не чрезмерно
Палубные вентиляторы. Внешне менее заметны, чем классические «дорадо», и абсолютно водонепроницаемы
Мачта. Высокая мачта оснащена почти прямыми краспицами, что хорошо для попутных курсов
Салон. Сидя или стоя человек чувствует себя в нем очень удобно. За счет больших иллюминаторов салон очень светлый и «воздушный». По правому борту вместо длинного дивана можно установить пару кресел
Камбуз. Компактен, удобен для работы в море и чуточку крупнее, чем на предыдущей модели. Только вентиляция слабовата
Кормовая каюта. Из всего наследия MarkIIона подверглась наиболее сильной переработке. Койка может быть установлена по центру
Конструкция корпуса и палубы: стеклопластиковый корпус, ручное ламинирование; выше КВЛ – сандвичевая конструкция с наполнителем типа дивинцел; секции корпуса и палубы заламинированы в единое целое. Свинцовый киль закреплен на стеклопластиковом фланце. Гарантия на отсутствие осмоса — 2 года
Руководитель верфи Магнус Расси. Он разрабатывал еще самую первую версию HR 43, будучи новичком. С 2003 года он держит в своих руках полный контроль над верфью, продолжая традиции своего отца

Заключение

И в своем уже третьем поколении эта крейсерская яхта, впервые появившаяся в 2001 году, выглядит более чем современно. Став просторнее и светлее под палубой, новая модель сильно выиграла в комфорте. На ходу под парусами она превосходна даже в самый легкий ветер.

Конструкция и концепция

+ бескомпромиссный дальний крейсер

+ надежные конструкции руля и киля

+ сохраняет высокую цену на вторичном рынке/стоит очень дорого

Ходовые качества и управляемость

+ чувствительное рулевое управление

+ отличные ходовые качества в легкий ветер

+ мягкий ход по волне

Обитаемость и качество сборки

+ удачная планировка, большая хозяйская каюта

— недостаточная вентиляция салона

Оснащение и монтаж

+ отменная штатная комплектация

+ высокие возможности индивидуализации

— недостаточно объемов в палубных рундуках

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №11 (69)? 2014 u/