Extreme 40: гладиаторы на Неве

Регата Extreme Series была создана для того, чтобы перевернуть представления о парусном спорте как о скучном зрелище, интересном лишь фанатам да специалистам, и принести весь драматизм состязания в буквальном смысле слова «под нос» зрителю. Мы расскажем подробно и о гонках, и о катамаранах, и о людях, "оседлавших" их.











Текст Артура Гроховского

Что, где, когда

С 26 по 29 июня в Санкт-Петербурге на акватории Невы между Заячьим островом и Дворцовой набережной проходит главное парусное событие этого года в нашей стране – гонки катамаранов класса Extreme 40, один из этапов грандиозной мировой гоночной серии Extreme Series Racing.

Почему мы называем эту регату «главным парусным событием года» в России? Потому что уровень спортсменов, принимающих участие в гонках этой серии, столь велик, что выше нее по уровню – только Кубок «Америки» и Олимпийские игры (это если не брать в расчет дальние оффшорные – в том числе одиночные – гонки). Сегодня на этих катамаранах гоняются звезды первой величины, ярче которых в парусном спорте попросту и нет никого.

Став родоначальником самой идеи организации гонок Кубка «Америки» на скоростных многокорпусниках, класс Extreme 40 в благодарность получил ответное внимание ведущих команд и гонщиков Кубка. В нынешнем году Extreme Series смело можно назвать «тренировочными гонками будущего Кубка «Америки», в них выступают 21 участник Олимпийских игр, 36 участников Кубка «Америки», семеро яхтсменов, прошедших хотя бы одну кругосветку, и 47 участников чемпионатов мира по парусному спорту в различных классах.

Alinghi, Emirates Team New Zealand, Gazprom, Groupama,

Red Bull, SAP – какие названия участвующих команд! Эрнесто Бертарелли, Бен Эйнсли, Анна Танклиф,

Дин Баркер, Гленн Эшби, Франк Камма, Ник Молони,
Сара Айтон – какие имена гонщиков!

Некоторые из зарубежных участников, впрочем, нам уже известны, да и питерская вода им знакома – например, датчанин Петер Вибро из команды SAP Extreme Sailing Team гонялся в нашем городе на регате «Паруса Белых ночей» несколько лет назад.

Итак, ради чего пришли зрители на берег Заячьего острова, что именно они собрались здесь увидеть? Ведь не секрет, что парусные гонки – непростое зрелище для непосвященных. Яхты сравнительно тихоходны (что лишает зрелище динамики), гонки происходят вдали от берега (что затрудняет наблюдение за ними) и длятся довольно долго (что утомляет болельщиков, лишая зрелище остроты). Но теперь забудьте об этом!

Регата Extreme Series была специально создана для того, чтобы полностью перевернуть все эти и им подобные представления о парусном спорте как о скучном зрелище, интересном лишь фанатам да специалистам, и принести весь драматизм состязания в буквальном смысле слова «под нос» зрителю. В Санкт-Петербурге на невской воде расстояние от зрителей до гоняющихся лодок составляет не более нескольких десятков метров – даже на фоне остальных состязаний этого цикла мы идем на рекорд, приближая гонки к зрителям до абсолютного предела!

Ближе к яхтсменам оказаться просто невозможно – даже на легкоатлетических соревнованиях не все болельщики на трибунах могут находиться так близко к спортсменам. Так что горожане и гости города наблюдают малейшие перипетии азартной спортивной схватки вживую, безо всяких биноклей.

А она крайне азартна, ведь эти 12-метровые легкие и перегруженные парусами катамараны – очень быстрые спортивные машины. Уже при несильном ветре (порядка всего восьми узлов) они с легкостью выходят на один корпус, «задирая лапу», и без малейших проблем разгоняются до 15-20 узлов (а при хорошем ветре – и до 30-35). При этом два фактора дополнительно влияют на динамизм и зрелищность гонок – их дистанция, во-первых, сравнительно узкая, во-вторых, довольно короткая. Максимальная ширина той части реки, которая отведена для гонщиков, составляет даже меньше одного кабельтова (185 метров) – другую часть Невы занимает судоходный фарватер.

Длина одного отрезка тоже невелика – порядка трех кабельтовых. Катамараны пролетают гоночную дистанцию (состоящую из четырех таких отрезков – традиционные «две петли») буквально за одно мгновение: редко какая гонка в этом классе длится более восьми, максимум – 10 минут. Но при этом каждая такая из них – физически очень тяжелый и напряженный труд: ведь за одну только петлю дистанции яхта порой делает до 10-15 поворотов, постоянно меняя галсы.

Полтора-два поворота за одну минуту – тут и у самых крутых профи намокнет лоб от напряжения, ведь Extreme 40 – это не легкий динги, а серьезнейший гоночный болид: при весе менее полутора тонн он несет почти сто квадратных метров парусины. Яхтсменам на этой лодке не приходится созерцать окружающие красоты – при таком объеме физической работы, такой плотности судов на дистанции (в Санкт-Петербург прибыли 12 яхт-участниц) и таких скоростях по сторонам смотреть некогда. Несмотря на высочайшую квалификацию подавляющего большинства яхтсменов в этой серии, подтвержденную и олимпийскими титулами, и другими заслуженными регалиями, столкновения катамаранов и прочие инциденты на дистанции в этой серии часты как нигде более в парусном спорте – порой расстояние между корпусами соревнующихся яхт составляет меньше полуметра, как свидетельствуют сами спортсмены. Не зря такой формат назвали «стадионным».

И – самое главное! В день проходит не одна такая гонка. Если ветер удачный, то за один день (точнее, за отведенные по регламенту на «стадионные гонки» три часа) судьи могут провести до 10 подобных гонок с короткими (порядка 7–10 минут) перерывами между ними. Как говорят гонщики, вечером руки уже не шевелятся, ведь выкладываться им приходится по полной, особенно баковому и настройщикам (триммерам) стакселя и грота. А поскольку гонки, как уже сказано выше, проходят крайне плотно и динамично, права на ошибку у спортсменов нет – отыграть ее практически нет никаких шансов.

С чем же можно сравнить подобные парусные гонки? Если вы, наши уважаемые читатели, смотрели игры зимней Олимпиады, то, возможно, отметили для себя, сколь неожиданно драматичным и интересным оказался такой, казалось бы ничего не обещавший вид спорта, как шорт-трек. На деле же он стал – и не в последнюю очередь благодаря спортсменам – подлинным спортивным ЗРЕЛИЩЕМ.

Вот примерно это, только под парусами, мы и видим в конце июня на акватории Невы. И поверьте, эта параллель довольно точная – ведь даже два узких и острых катамаранных поплавка больше всего напоминают именно беговые коньки!

Распорядок регатных дней

26 июня – пресс-день. Гонки для журналистов

27-29 июня:

10.00 — прибытие гостей команд в ExtremeClub

10:00-12:00 — корпоративные гонки

12:30-14.30 – фуршет для гостей

14:30-17:30 – гонки «стадионного» формата

17.30 — прием гостей

19.30 — закрытие ExtremeClub

29 июня

19.00 — церемония награждения победителей

Вход на пляж Петропавловской крепости для всех зрителей свободный!

Генеральным спонсором петербургского этапа серии является компания Jaguar Land Rover. За гостеприимство и техническую поддержку отвечает компания SAP.

Гоночная машина

Катамараны класса Extreme 40 имеют необычную историю создания. Первоначально этот класс был создан для поддержки и «разогрева» регаты Volvo Ocean Race. Для портовых гонок требовалось сконструировать очень быструю и динамичную лодку, управляемую минимальным количеством членов экипажа, при этом легко транспортируемую по всему миру.

Читайте также  Feeling 52/55: возвращение мономарана

Анализ показал, что идеальным вариантом может стать яхта, целиком перевозимая в 40-футовом контейнере. После внимательного изучения существующих типов, принимающих участие в разнообразных гонках класса Гран-при, была найдена пустующая ниша, вполне адекватная поставленной задаче, – ею оказались быстроходные катамараны максимальной длиной 40 футов. В качестве конструкторов будущего катамарана был выбран дуэт в составе ИваЛодэй и МитчаБлуса, оба они – чемпионы Олимпийских игр в классе Tornado.

Основные данные катамарана Extreme 40
Длина, м 12,2
Ширина, м 7,05
Высота мачты, м 19
Вес мачты, кг 100
Площадь парусности, м2:
   – грот 75
   – стаксель 25
   – геннакер 78
Водоизмещение, кг 1250

Для нового класса были выбраны самые совершенные конструкционные материалы: углеткань как основа корпусов, соты из номекса в качестве наполнителя. Мачта составная, ее можно разнять на две части, чтобы поместить в тот же контейнер, что и корпус. Вес судна вместе с контейнером – менее двух тонн, три человека способны собрать вынутую из контейнера лодку приблизительно за шесть часов.

Сегодня вот уже семь лет как класс Extreme 40 ведет новую, совершенно самостоятельную жизнь,внем проводится собственная гоночная серия, именуемая Extreme Sailing Series. Впрошлом году эта регата стала подлинно всемирной – она проводилась в восьми странах, расположенных на трех разных континентах.

Экипаж Extreme 40

Баковый матрос. Его главная задача – менять носовые паруса, за несколько минут гонки это приходится делать трижды. В остальное время он массой своего тела регулирует крен и дифферент катамарана, зачастую делая это вместе с тактиком. Перед началом гонки он ведет контроль за скоростью, знаками показывая рулевому, как яхта выходит на линию старта. В силу особенностей класса Extreme 40 в несильный ветер баковый чаще всего занимает место на носу подветренного поплавка для достижения наиболее выгодной центровки яхты.

Тактик. Перед стартом гонки вырабатывает ее тактический план. В силу высокой скорости прохождения дистанции в составленный до старта план тактик в ходе гонки уже редко вносит коррективы. На дистанции он следит за положением соперников и изменением ветра, о чем сообщает рулевому. Чаще всего в ходе гонки тактик располагается у мачты, иногда перемещаясь вместе с баковым на нос подветренного поплавка.

Настройщик стакселя. Его работа заключается в работе на шкотах носовых парусов. Практически всегда он располагается на наветренном корпусе катамарана.

Настройщик грота. Поскольку этот парус создает основную силу тяги и одновременно дает наибольший кренящий момент, настройщику грота приходится быть особенно внимательным – от него в первую очередь зависят не только скорость лодки, но и риск ее опрокидывания в свежий ветер.

Рулевой. Обязанность рулевого – вести яхту наивыгоднейшим курсом к ветру, избегая столкновения со своими соперниками.

Кто есть кто?

Чтобы зрителям было понятнее все происходящее на дистанции, мы представляем вам все участвующие в петербургском этапе команды, а также расскажем о том, какие обязанности на борту поручены каждому из гонщиков.

Начнем мы, разумеется, с яхт, выступающих под российскими флагами, их в Петербург прибудет сразу две: смешанная команда Gazprom Team Russia, состоящая из российских и зарубежных спортсменов, и команда Russian First, сформированная исключительно из отечественных спортсменов.

При этом если команда Gazprom Team Russia в текущем сезоне выступает во всех этапах серии (и на настоящий момент занимает в ней достойное пятое место), то Russian First пока что – «темная лошадка», пусть в ее составе и находятся заслуженные люди с регалиями.

Итак, кто есть кто на борту голубого катамарана в ливрее «Газпрома»? Конечно же, главным лицом любой парусной команды является ее шкипер. В нашей эта роль отведена Игорю Лисовенко. Он же одновременно выполняет функции тактика. Тактик – это очень важное звено на борту гоночной яхты, поскольку именно он фактически определяет действия рулевого. Порой даже говорят, что гонку ведет именно тактик, а рулевой лишь выполняет его команды. Но скоротечность гонок в классе Extreme 40 привела к особой специфики действий тактика: план гонки (в двух вариантах: «если все будет хорошо» и «если что-то пойдет не так») составляется еще до старта, после чего рулевой лишь старается следовать предписанной схеме.

Игорь Лисовенко, возраст 26 лет, уроженец города Таганрог. Самый молодой капитан среди всех участников команд Extreme Series. В парусном спорте с 10 лет, «забрел случайно», как он сам выражается. Неоднократный чемпион России и обладатель Кубка России. Призер чемпионатов Европы и мира, двукратный участник Олимпийских игр. Мастер спорта международного класса, член сборной команды России (2008–2013). Последнее время выступал за команды Rus7 (класс TP 52) и Anywayanyday.com (RC 44). С 2013 года – член команды Gazprom Team Russia. Бронзовый призер регаты «Паруса Белых ночей» этого года. Скромен, атлетичен, физически вынослив.

Безусловно, важнейшим человеком на любом судне является его рулевой. В парусных гонках рулевой – это человек, в чьи задачи входит вести лодку по дистанции кратчайшим курсом и на максимально возможной скорости, сообразуясь с указаниями тактика. Рулевым в команду GazpromTeamRussia приглашен Поль Кемпбелл-Джеймс, двукратный победитель серии ExtremeSailing (рулевой команд TheWave, Muscat, 2010 год, и LunaRossa, 2011 год). Нынешним летом петербуржцы уже могли познакомиться с этим гонщиком – он тоже принимал участие в регате «Паруса Белых ночей», где в отчаянной финальной схватке с РойбеномКорбетом занял второе место.

Поль Кэмпбелл-Джеймс, возраст 31 год, уроженец города Саутгемптон (Соединенное Королевство), известен под кличкой «Си-Джей». Впервые сел в парусную лодку в возрасте пяти лет, начал гоняться в семь, первую регату выиграл в 12 (национальное первенство в классе «Оптимист»). По образованию – инженер-судостроитель (Университет Саутгемптона). Участник розыгрыша 34-го Кубка «Америки» (рулевой команды Luna Rossa), трехкратный победитель национальной серии British Match Race, серебряный медалист чемпионата мира в классе 49er. Смешлив, агрессивен, очень аккуратен.

Ничуть не менее главным на борту является и настройщик грота, ведь грот – это главный парус на яхте. Настройщик грота в нашей команде – тоже яхтсмен с регалиями и заслугами: Алистер Ричардсон, участник розыгрыша 34-го Кубка «Америки» в составе LunaRossa (настройщик крыла).

Алистер Ричардсон, уроженец Соединенного Королевства, среди яхтсменов известен под кличкой «Донк». Один из известнейших профессиональных парусных гонщиков Британии. Член олимпийской сборной Соединенного Королевства в классе 49er (Афины и Сидней), на Олимпийских играх не выступал, из команды «дезертировал» в класс Extreme 40. Двукратный победитель серии Extreme Sailing (настройщик грота в командах The Wave, Muscat и Luna Rossa), участник ряда чемпионатов мира и Европы в разных классах. Крайне скрытен, общения с прессой избегает.

Читайте также  Bavaria 41 Sport: скорость и удовольствие

На позиции настройщика стакселя тоже находится иностранный гонщик со стажем – это Пит Камминг, в резюме которого победы в Extreme Sailing Series 2009 и 2010 годов в составе команды Oman Sail. В этом году принимал участие в регате «Паруса Белых ночей» вместе с Игорем Лисовенко.

Пит Камминг, возраст 31 год, уроженец города Уорсаш (Соединенное Королевство). Один из наиболее разносторонних яхтсменов Британии, имеет семилетний опыт гонок в Extreme 40. Экс-чемпион мира среди юниоров, трехкратныйчемпион мира и неоднократный призер чемпионатов Европы, чемпион серии Rolex Maxi 2013 года. Опытный парусный мастер, изготовитель парусов для всей британской олимпийской сборной. Имеет большой опыт тренерской и управленческой работы в парусном спорте. Очень энергичен и трудоспособен.

Весьма трудная роль на борту гоночной яхты – у бакового матроса. Здесь требуется очень сильный человек с хорошей координацией движений, достаточно бесстрашный при этом. Его задача – менять носовые паруса, а помимо этого активно работать «передвижным балластом», регулируя крен и дифферент лодки. На борту Gazprom Team Russia эту тяжелую работу выполняет воспитанник дальневосточного яхт-клуба «Семь футов» Алексей Кулаков.

Алексей Кулаков, уроженец города Владивосток, выпускник ВМГУ. Обладатель Кубка России в классе 49er, призер чемпионата России в этом же классе, трехкратный победитель чемпионата ORC в группе 40-футовиков, победитель регаты «Паруса Белых ночей» (2010), победитель регаты NordStreamRace (2014), призер серии RC 44 (2013). Стоек, неприхотлив.

Запасным в нашей команде является воспитанник клуба Rus7 Виктор Сережкин, гонявшийся в этом году на регате «Паруса Белых ночей» вместе со своим «начальником» Полем Кэмпбелл-Джеймсом.

Виктор Сережкин, возраст 24 года, уроженец города Таганрог. Член сборной России (2002–2012), неоднократный победитель национальных регат в классе Laser. Чемпион Европы в классе Laser 4.7, серебряный призер чемпионата мира в этом же классе. В последнее время выступал за команды Rus7 (класс TP 52) и GazpromYouthSailingChallenge (RC 44).

Команда Russian First в настоящий момент представлена в следующем составе:

Шкипер команды – Георгий Шайдуко, заслуженный мастер спорта, серебряный призер Олимпийских игр, неоднократный призер и чемпион мира и Европы.

Сергей Джиенбаев – мастер спорта международного класса, призер Кубка мира и международных регат, неоднократный призер и чемпион России в классе «Торнадо» и 49er.

Леонид Казинец – многократный чемпион России, призер чемпионатов мира и Европы по парашютному спорту.

Сергей Волчков – заслуженный мастер спорта, чемпион мира 1998 года в классе «Солинг», чемпион Европы по матчевым гонкам.

Павел Калинчев – мастер спорта международного класса, участник Олимпийских игр 2008года, чемпион России в классе 49er.

Павел Карачов – мастер спорта международного класса, призер и чемпион России в классе 49er.

Все флаги в гости к нам

На старт петербургского этапа помимо двух отечественных экипажей должны выйти 10 зарубежных команд разной степени известности и спортивного мастерства. Их положение в турнирной таблице после трех этапов уже позволяет сделать определенные выводы и спрогнозировать будущих победителей.

Alinghi (Швейцария). Она наиболее всего известна тем, что стала первой европейской командой, выигравшей Кубок «Америки» и затем успешно защитившей его. Создана в 2000 году специально для целей завоевания Кубка. Владелец, капитан и рулевой команды – Эрнесто Бертарелли. Принимал участие в трех розыгрышах Кубка «Америки», дважды одержал победу.

Emirates Team New Zealand (Новая Зеландия). Одна из самых знаменитых профессиональных парусных команд мира, много и успешно выступавшая в различных классах. В силу напряженного графика имеет сразу двух сменных капитанов (и одновременно рулевых): Дина Баркера, двукратного обладателя Кубка «Америки», и Петера Барлинга, серебряного медалиста Олимпийских игр в Лондоне.

GACPindar (Австралия). Является старейшей командой, участвующей в гонках ExtremeSailingSeries. В настоящий момент проходит некое «переформатирование» в связи с тем, что на ее базе, как объявлено, будет создаваться австралийская команда-претендент на завоевание Кубка «Америки». Капитан и рулевой – Сив Жарвин, пятикратный чемпион мира в классе Skiff 18.

Groupama Sailing Team (Франция). Знаменитая парусная команда Франции, больше всего известная различными рекордами скорости, установленными в ходе плаваний на одноименном катамаране, а также победой в последней гонке Volvo Ocean Race. Бессменный капитан и рулевой – Франк Камма, парусная легенда Франции, человек, выигравший, кажется, все существующие океанские гонки.

J.P. Morgan Bar (Соединенное Королевство). Эта команда, созданная специально под Бена Эйнсли его давним спонсором, в этом году дебютирует на парусной сцене в гонках Extreme Sailing Series. Капитан и рулевой – сэр Бен Эйнсли, обладатель Кубка «Америки», четырехкратный олимпийский чемпион, 11-кратный чемпион мира, девятикратный чемпион Европы.

Oman Air (Оман). За исключением бакового команда полностью составлена из легионеров. В позапрошлом году была второй по итогам всего сезона серии. Нынешний капитан и рулевой – Роб Гринхол, один из самых опытных и титулованных яхтсменов класса: за его плечами победа еще в самом первом сезоне 2007 года. Участвовал в трех гонках VOR, трехкратный чемпион мира.

Realteam (Швейцария). Малоизвестная пока еще спортивная команда, созданная вокруг группы яхтсменов-любителей, выигравшей в 2012 году на Женевском озере два соревнования на новых катамаранах класса D 35. Капитан команды – Жером Клер, считающийся экспертом по многокорпусным судам. Рулевой – Арно Псарофаги, двукратный чемпион Европы.

Red Bull Sailing Team (Австрия). Эта команда гоняется в ExtremeSailingSeries уже третий сезон – первый год они закончили четвертыми, следующий третьими. Потенциально очень сильный экипаж, но пока идущий на седьмом месте. Капитан и рулевой – Роман Хагара, чемпион мира и двукратный олимпийский чемпион в классе катамаранов «Торнадо», участвовавший уже в шести Олимпиадах подряд.

SAP Extreme Sailing Team (Дания). Эта команда выступает в серии уже третий год подряд и в 2013 году была очень близка к успеху, но опрокидывание в последней регате цикла лишило ее шансов на подиум, отодвинув лишь на четвертое место. Капитан и рулевой – Джес Грам-Хансен, участник гонок на Кубок «Америки» (Mascalzone Latino), неоднократный победитель гонок World Match Race Tour.

The Wave, Muscat (Оман). Команда является частью большого проекта OmanSail, призванного напомнить о большой морской истории султаната и подготовить новое поколение яхтсменов и моряков. Двукратный победитель серии (2012 и 2013 годы). Капитан и рулевой – Лей МакМиллан, двукратный участник Олимпийских игр и двукратный победитель Extreme Sailing Series.

Надо отметить, что формально в серию этого года заявлены еще две команды – Team Aberdeen Singapore и Team Extreme Quingdao, но ни одна из них ни разу на старт не выходила.

Глазами участников 

Обзор и анализ любой гоночной серии, сделанный сторонним наблюдателем, будет неполноценным без взгляда на событие самих участников. Поэтому YR попросил двух ключевых гонщиков команды Gazprom Team Russia – шкипера и тактика Игоря Лисовенко и рулевого Поля Кэмпбелл-Джеймса – сказать несколько слов об этой гоночной серии.

Читайте также  Oceanis 55. Для океанских просторов

Игорь Лисовенко

«Идея создать российскую команду, участвующую в Extreme Sailing Series, появилась у Владимира Любомирова только зимой этого года в связи с проведением одного из этапов серии в Санкт-Петербурге. Для успешного старта потребовалось пригласить зарубежных гонщиков с большим опытом гонок именно в этом классе. Причем, что важно, именно с победным опытом. Что еще важнее, пригласили специалистов, которые не просто отрабатывают зарплату, но при этом обучают нас, передавая свой опыт. Команда, я считаю, получилась довольно дружная, после каждого гоночного дня мы садимся, проводим разбор полетов, ищем ошибки и пути их исправления.

Очень радует такое дружелюбное отношение со стороны зарубежных «профи», нет отношений типа «белая кость/мальчики для битья», с которыми мне приходилось сталкиваться кое-где в других местах. Споры и даже эмоции бывают, конечно, но лично я не обращаю внимание на порой излишнюю реакцию рулевого (мы его коротко зовем «Си-Джей») – дело-то житейское. Тем более что Пит и Алистер всегда нас поддерживают и подбадривают. Уже появился даже свой специфический командный юмор – местами английский, местами русский. Считаю, нам очень повезло с командой – ребята искренне дружелюбны, очень интересуются нашей страной, историей, языком. Все в восторге от Петербурга, в котором они впервые, от нашего русского гостеприимства.

Лично для меня, должен сказать, приглашение в команду было совершенно неожиданным. Я не то чтобы растерялся, совсем нет, но когда я отгонялся первую регату, то понял, что это совсем другие гонки, совсем другой парусный спорт. Главное в этих гонках – это старт. Хороший старт – половина победы. Соперники очень сильные, яхты мчатся стремительно, совершив ошибку на старте, догнать конкурентов уже невозможно. Ребята на всех лодках очень азартные, очень агрессивные – поэтому так часты столкновения и другие инциденты. Постоянно сыплются протесты, за флотом идут сразу несколько лодок с эмпайрами, которые разбирают протесты прямо на воде. Это реальный экстрим – все очень быстро, все очень коротко, яхты идут практически вплотную друг к другу. Ничего общего с обычными гонками флота! Очень велика доля везения, но все равно побеждает сильнейший.

В слабый ветер у нас – у рулевого, у тактика – сравнительно мало работы. В основном по слабым ветрам работают настройщики, это их вахта. Я же в такую погоду стараюсь как можно раньше занять место на носу подветренного поплавка, чтобы катамаран смог как можно быстрее оторвать наветренный корпус от воды. В сильный же ветер гонки проходят так, что мы не видим практически ничего вокруг – разве что ближайших соперников. В силу такой динамики информацию рулевому об окружающей обстановке даю не только я, но и все остальные коллеги.

В экипажах очень молодые люди, в этих гонках очень нужны хорошая физическая форма и высокая выносливость. Форму поддерживаем разными способами – например, в Англии один профессиональный бодибилдер показал нам с Си-Джеем очень интересные упражнения на выносливость: большая шина и две веревки. Надо определенным образом таскать эту шину за веревки по асфальту в разные стороны. Скажу, что уже пять движений туда-обратно – это что-то! Сразу все чувствуешь. Но я предпочитаю форму поддерживать играми – футбол, хоккей, большой и настольный теннис. В дополнение к форме есть и вопрос веса – каждому желательно иметь порядка 80 килограммов, не больше, не меньше. В слабый ветер большой вес мешает, а в сильный – не помогает, там важнее техника. А вот баковому надо быть очень сильным человеком – и я должен заметить, что наш Алексей в последнее время очень прибавил.

Тренироваться сверх меры мы не имеем возможности. В правилах регаты указано, что все команды должны тренироваться одинаковое время, в специально отведенные тренировочные дни".

Поль Кэмпбелл-Джеймс

"В гонках серии ExtremeSailing я уже три года. Как попал в команду GazpromTeamRussia? Да очень просто – меня пригласили! Я и не раздумывал.

Для меня ExtremeSailing – это очень высокая скорость, это очень узкая и короткая дистанция, это обилие частых маневров, это сверхмалое расстояние между лодками. Все это требует очень продуманной тактики и твердой руки при управлении катамараном. В этом главное отличие данной серии регат, здесь не прощается даже малейшая ошибка. Типичная гонка длится от 8 до 12 минут, в день проходят 8–10 таких гонок, физические и нервные нагрузки очень высоки, работа очень интенсивна для экипажа. Я-то после гонки устаю не очень сильно – ведь ничего тяжелее румпеля не двигаю, но команде достается очень крепко. Игорь и Алекс иногда выглядят очень усталыми, особенно в сильный ветер.

Допущенную на старте ошибку потом исправить, конечно, можно (мы называем это catch-up), но это очень-очень тяжело. Почти невероятно.

Обычно мы составляем план заранее перед каждой гонкой. Как правило, мы прорабатываем «план А» на тот случай, если удается взять нормальный старт: продумываем количество поворотов на дистанции, определяем выгодную сторону, кратчайший курс, реакцию на возможные заходы ветра и действия соперников. На тот случай, если старт не удастся, обсуждаем и «план Б». Вкратце его можно описать так: «Как исправить то, что мы наделали?»

Можно еще так сказать: «план А» – это максимизация выигрыша, «план Б» – это минимизация потерь. Это, наверное, самое точное определение различий между этими двумя нашими стратегиями действий на дистанции.

Столкновения катамаранов случаются почти каждый день, да что там – практически каждую гонку. Уж больно малы расстояния между лодками и высоки скорости: обычно порядка 15 узлов на лавировке и около 25 – на бакштагах. При этом каждая из лодок совершает очень много маневров, так что инциденты просто неизбежны: обычно мы делаем порядка 10 поворотов оверштаг на лавировке и пяти поворотов через фордевинд – на попутных курсах. Очень, очень напряженная работа всего экипажа.

Языковой барьер поначалу ощутимо мешал: русский язык не является моим родным, так же как английский – для наших коллег из России. Но сейчас эта проблема уже позади.

Наша команда в целом не самая опытная в серии, это правда. Но ребята очень быстро учатся и хорошо мотивированы – здесь наша сильная сторона. Мы набираем от гонки к гонке, и, да, сейчас я считаю, что у нас есть шансы и на подиум. Мы гораздо ближе к нему, чем об этом можно было мечтать в начале сезона.

Дистанция на Неве очень сложная. Во-первых, неожиданно сильное течение – думаю, не все готовы его правильно учитывать. Во-вторых, рваный ветер, искажаемый зданиями и особенно стеной этой крепости. В-третьих, это одна из самых узких дистанций, которые я вообще видел. С одной стороны – отмель пляжа, с другой – судоходный фарватер. Здесь будет очень трудно".

Опубликовано в Yacht Russia №7 (65), 2014 г.