Contest 42: и для гонок, и для путешествий

Почему считается, что комфортабельный крейсер не годится для быстрого плавания? Верфь Conyplexсо своей новой 42-й моделью попыталась дать на этот вопрос свой ответ. В качестве опции предлагается спортивное вооружение, но, несмотря на это, яхта сохраняет свои крейсерские качества.


Текст Александра Вормса

Ровно 200 км/ч – такую скорость развивает топовая модель фольксвагеновского минивэна против 217 у своего мерседесовского конкурента. Это немало для столь внушительного по габаритам транспортного средства с комфортабельной высокой посадкой ездоков. При этом обе машины могут иметь до семи мест, кожаный салон, отличную акустическую систему, холодильник и, разумеется, кондиционер с отопителем. Короче, все, что нужно для дальней, но быстрой поездки с комфортом. Кто раньше доедет до своей цели, тот сможет получше припарковаться и с пользой потратит остаток времени.

Ну а поскольку автомобилестроители устанавливают в свои машины все более и более мощные моторы, то возникает вопрос: а почему бы, собственно, изготовителям комфортабельных крейсеров не озаботиться установкой более развитого вооружения на свои суда? Например, 11-тонная Contest 42 (которая на деле с полностью заправленными танками и подготовленная к походу весит все 13 тонн), вышедшая из-под пера опытнейшего Георга Ниссена – почему бы ей не быть очень быстрой (не под «дизель-шкотом»)?

Итак, теперь по желанию заказчика можно установить карбоновую мачту, глубокий свинцовый фальшкиль (ну, это типично для Contest) и обзавестись ламинатными парусами компании North. К этому прилагается отлично спроектированный, очень жесткий корпус (вакуумная инжекция с бальсовым наполнителем) – очень способствует хорошей скорости. Вуаля! И к этому прилагаются шесть спальных мест, два просторных гальюна, объемистая аккумуляторная батарея и генератор. Ну, давайте еще немного теории.

Да, она еще и спортивная

Корпус № 1 на верфи был сдан заказчику точно в срок и перед этим еще успел принять участие в выставке, прежде чем мы получили его на тест. И он – вы не поверите! – полностью готов к любым гонкам. «Мы хотим показать, что быстрые дальние переходы – или даже регаты – возможны и на комфортабельно оборудованной яхте. Поэтому данная версия (Performance) – лишь одна из возможностей придать этой яхте те качества, которых ждет от нее будущий владелец», – говорит Марсель Офферайнс, один из руководителей верфи.

Под палубой заказчику предоставляются сразу 45 вариантов внутренней отделки и планировки (и еще пять вариантов для кокпита). Плюс варианты вооружения. Короче, это не яхта. Это целая концепция. Или, говоря словами автомобилестроителей, платформа, имеющая массу возможностей. Это абсолютно новый подход для данной верфи.

Хотя старшие модели строятся по принципу мало- или полусерийных яхт (корпус неизменен, все остальное можно индивидуально варьировать в широких пределах), для 42-й такой подход был невозможен. Она должна производиться в более широких масштабах, когда уже можно говорить о серийном производстве. Поэтому возможность индивидуальной «подгонки» яхты под желания заказчика пришлось осуществлять за счет немыслимого ранее выбора вариантов внутренней планировки.

«Она строится точно так же, как, скажем, старшая 72-я модель. Только индивидуализация достигается не за счет отдельных проработок, каждый раз согласовываемых персонально с каждым заказчиком, а за счет огромного количества заранее спроектированных вариантов внутренней обстройки. Это по-прежнему подлинный Contest», – уверяет Офферайнс. Поэтому «малая голландка» становится исключением на рынке: XC-42 имеет два варианта, Hallberg-Rassy 412 – четыре. Обе этих лодки имеют кормовой кокпит, как и 42 CS.

Читайте также  Малый крейсер: трудности выбора, вопрос качества

Вот и еще одна новость от голландской верфи: «Да, это первый Contest за долгое время, получивший кормовой кокпит. Но центральный кокпит годится лишь тогда, когда длина яхты не менее 45 футов, так мы считаем», – говорит Офферайнс. Внешний вид новинки хорош: стремительные линии, узкая носовая часть, изящно приподнятая крыша рубки. Чем-то напоминает Wally – даром, что лодка «всего» лишь 42 фута длиной.

Под парусами

Ну и хватит теории: пора посмотреть, на что способна эта лодка в деле. Ожидания от теста очень высоки, все немного нервничают. Это касается не только нас, но и представителя верфи: «Это, как всегд,а с построечным «номером один» – она была закончена впритык перед выставкой в Амстердаме. В результате у нас не было ни секунды, чтобы самим опробовать яхту. Завели мотор и рванули в столицу».

Так что это – на деле первый выход яхты под парусами. И с представителями Yacht на борту. Так что никакие «детские болезни» верфи скрыть не удастся.

Нашу команду усиливает Франц Хинфельаар, ветеран боев за Кубок «Америки» и руководитель отделения NorthSailsв Голландии, которое подготовило для Conyplex паруса типа 3D на эту лодку. Ни разу еще не ставившиеся на мачту, они плавно поднимаются вверх. Однако это мало помогает: в штиль беспомощны и самые лучшие паруса. Однако в небе видны два довольно «весомых» облака – в Голландии такие называют темным воздухом. Так что ждем. К счастью, недолго.

Приходит первый шквал, ветер как будто выпрыгивает из тучи, стремительно разгоняясь, а яхта разгоняется вместе с ним. При ветре скоростью 16 узлов Contest развивает восемь на курсе примерно 40° к ветру. Хинфельаар добивает гидравликой ахтерштаг: «В сильный ветер это полезно для правильной настройки грота». Ничуть не менее полезен погон каретки его шкота. Он проходит по настилу кокпита в спортивной (Performance) версии или по крыше рубки – в спортивно-круизной (Performance-Cruising). Третий вариант погона не имеет вообще – он для тех, кто хочет управлять яхтой в одиночку. В этом случае особенно важна гидравлическая оттяжка гика, но она входит в комплект вместе с гидравликой ахтерштага.

Ветер отличный, команда жаждет узнать, на что же годится новинка. Поэтому достаем геннакер! Все его 94 квадратных метра рывком тянут яхту вперед – цифры на лаге становятся двузначными. И все это – на гладкой, по сути, воде! На руле яхта находится под полным контролем рулевого. А что бы было в Северном море, на котором есть где разгуляться волне? Мы пока не знаем, но сейчас Contest доставляет нам массу удовольствия, она несется строго по заданному курсу, чутко реагируя на каждое движение рулевого. Автопилоту это, несомненно, должно понравиться.

Тем временем анемометр на верхушке мачты постепенно затихает, так что команда ожидает следующего шквалика. Однако ветер все слабеет, с ним постепенно стихают и наши надежды погонять яхту как следует. Подлинным тестом наш выход назвать, пожалуй, трудно, это так – пробежка, легкий аперитив. Но уже понятно – это яхта может ходить быстро и хорошо!

Но, по счастью, дело этим не ограничилось: в рамках нашего большого теста нам удалось испытать и лодку с построечным номером 2 – с «нормальной» мачтой и без погона, в так называемой одиночной версии. Хотя и тут нам с ветром не очень повезло, но мой коллега Михаэль Гуд выдал такое заключение: «Удивительно хорошие ходовые качества, даже при слабом ветре».

Читайте также  Параллельные миры

Современная и удобная

Вернемся к нам борт и спустимся вниз – здесь очень светло. Это обеспечивается большой площадью рубочных и корпусных иллюминаторов, а также типом применяемых для отделки материалов. Выбеленный дуб доминирует во внутренней отделке. Это был выбор заказчика – в базе предлагается тик. Рабочая поверхность камбуза и вовсе белая: не каждому такое понравится, но это довольно практично – проще содержать в чистоте, так как любая грязь хорошо заметна. Но и здесь тоже выбор возможных цветов очень широкий.

 А вот размеры коек в корме не меняются от варианта к варианту. Тот, кто выбирает вариант с двумя кормовыми каютами, не будет разочарован своим выбором: за счет широкого туннеля, в котором располагается машинное отделение, каюты акустически очень хорошо изолированы друг от друга. В туннеле достаточно места, чтобы разместить там генератор и прочее оборудование. И поскольку обводы 42-й весьма сбалансированы и не отличаются особо широкой формой кормы, ширина коек в кормовых каютах – всего лишь 140 сантиметров на уровне плеч.

Эту величину нужно считать минимальной, подходящей для комфортабельного судна. Длина коек и высота над ними – в полном порядке. Ну а носовой каюте все просто отлично: там владелец и его спутница имеют в своем распоряжении ширину спального места 176 сантиметров на уровне плеч. Более чем!

Столь же хороши размерения и пропорции гальюна – им без труда можно воспользоваться даже в непромокаемом костюме. Душевая кабина тоже просторна – отлично!

В носу санузел раздельный. По правому борту находятся душевая и умывальник, по левому – собственно гальюн. Это все хорошо, а вот плохо то, что не видно сушилки. Над этим верфи еще предстоит поразмышлять. Да и вентиляция в гальюне не самая лучшая: у данного варианта планировки палубный люк смонтирован в стороне от гальюна, а бортовые иллюминаторы не открываются. Электрическая вытяжка – это выход.

Продолжим о вентиляции – открывающихся люков на палубе полно, по бортам же нет ни одного. Это такая концепция – идущая по рубке яхты «цельная» линия остекления не должна прерываться. Но это делает невозможным «поперечное» проветривание судна. Кто планирует плавания в теплых широтах, должен будет позаботиться о кондиционере. Да, это компромисс.

Качество без упрека

Что все больше и больше нравится на борту Contest, так это множество мелких деталей: двери не хлопают за счет продуманных доводчиков, доски настила пола не скрипят под ногами, топливной и водяной фильтры хорошо доступны. Есть даже индикатор наличия воды в топливе – он автоматически поднимет тревогу, если что.

Трюмные помпы тоже связаны с тревожной системой. Все клапана и фитинги заземлены каждый своим кабелем на массу, коррозия исключена. Вся проводка французской фирмы Lancelin выполнена разноцветными кабелями, при этом подбор цветов имеет свой легко понятный смысл, в случае ремонта с ними будет меньше хлопот. Складной гребной винт является базовым оснащением, все комплектующие очень высокого качества и во всей внутренней отделке не найти ни одного открытого винта или шурупа. На таком уровне строить яхты могут сегодня лишь немногие верфи.

Тот, кто способен оценить такие тонкости, должен понимать и то, почему такая яхта стоит полмиллиона евро – с электроникой и всем оборудованием, которое может понадобиться в плавании. В этом смысле Contest вполне конкурентоспособна в своем классе, в то же время предлагая то, чего нет у соперничающих яхт: дизайн, невероятную широту выбора вариантов планировки, отделки, цветов и сортов дерева, а также планировок кокпита. Плюс к этому – изготовление корпуса путем вакуумной инжекции. Так что эта яхта создана и оснащена для быстрых и дальних плаваний.

Читайте также  Panerai: из прошлого в будущее

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Чувство руля  просто превосходное!
Четкое функциональное разделение  планировки: спереди отдыхаем, сзади – работаем.
Откидная купальная платформа с трапом на тестовой яхте была узкой и неудобной, уже на следующем корпусе эту проблему решили.
на спортивной версии погон гика-шкота занимает всю ширину кокпита, он очень эффективен и не мешает при этом. Однако в кокпите не хватает мест, за которое можно было бы при случае ухватиться.
При отсутствии погона каретки гика-шкота гидравлическая оттяжка гика берет на себя ряд функций по настройке грота.
Качество – на высочайшем уровне. Даже там, куда никто никогда не заглядывает.
Предлагаемое разнообразие вариантов планировки и отделки уникально на сегодняшнем рынке.
Под палубой изобилуют светлые поверхности, но это вопрос личного вкуса и выбора.
Столик салона по желанию может быть приспособлен для хранения карт и работы с ними, штурманский уголок располагается вблизи душевой.
Огромное рабочее пространство, шкафчики сверху и снизу. И (опция) – сразу два холодильника.
И изнутри, и снаружи это выглядит классно: «световая полоса» вокруг салона. Великолепное решение!
В носовой каюте много пространства и для людей, и для вещей.
Раздельные душ и гальюн тоже весьма просторны.
Ничуть не менее просторен и «гостевой» гальюн в салоне. Душ и здесь более чем функционален
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Конструктор       Георг Ниссен
Категория СЕ    А (Океан)
Длина макс., м            12,85
Ширина, м          4,15
Осадка, м           2,20/1,80
Водоизмещение, т     11,0
Масса балласта, весовая доля, т/%    4,6/42%
Площадь парусности, м2
         грот (стандарт)           57,0
         генуя (стандарт)         47,0
Мощность двигателя, л.с.   54 (Yanmar)
Конструкция корпуса и палубы: Секции корпуса вакуумной инжекции с сандвичевым наполнителем, нагруженные участки цельноламинированы; переборки заламинированы с корпусом в одно целое.
Цены на верфи: базовая цена — 462 910 евро, цена в состоянии, готовом к выходу в море, — 2 462 910 евро; комфортная цена — 2 537 790 евро. Гарантия полная/на отсутствие осмоса — 2/5 лет.

Заключение

Contest 42 CS – это подлинно крейсерско-гоночная яхта. Впечатляющие ходовые качества и отзывчивость на руле сочетаются с высочайшим уровнем обитаемости и лучшим из возможных уровнем сборки. Кажущаяся сначала высокой цена после близкого ознакомления с яхтой становится нормальной

Конструкция и концепция

+ исключительно надежная конструкция

+ невероятное множество вариантов

— нет возможности поперечного проветривания салона

Ходовые качества и управляемость

+ очень отзывчива и маневренна

+ легко настраиваема в любом варианте комплектации

Обитаемость и качество сборки

+ безупречное качество отделки

— кормовые каюты узковаты

— плохая вентиляция носового гальюна

Оснащение и монтаж

+ масса отличных и продуманных деталей

+ только высококачественные комплектующие

— управление кипами стаксель-шкотов из кокпита возможно только за доплату

1 Безразмерное число, рассчитываемое по формуле √S/∛D. Чем выше значение, тем больше отношение площади парусности (S) яхты к ее водоизмещению (D). 2 По определению журнала Yacht. Все цены включают НДС.

Опубликовано в Yacht Russia №6 (64), 2014 г.